Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Исследование интернет-аддикции и ее социально-психологической значимости в студенческих группах 1612

Венедиктова А.В., аспирант факультета социальной психологии МГППУ, Москва, Россия, rianna@mail.ru

Аннотация

Изложены результаты исследования по выявлению уровня распространенности Интернет-аддикции в студенческой среде. Показано, что Интернет-аддикция присуща всем испытуемым в той или иной степени выраженности и оказывает влияние на аттракционные отношения, а также на адекватность самовосприятия в рамках такой универсальной интрагрупповой структуры, как структура неформальной власти. Выявлены межгрупповые различия в предпочитаемых лидерских качествах. Установлено, что в студенческой среде предрасположенность к Интернет-аддикции более выражена у тех, кто специализируется в сфере технических наук, по сравнению с теми, кто изучает гуманитарные дисциплины. Было установлено наличие взаимосвязи между значительным завышением своей позиции в группе и профессиональным самоопределением, а также между завышением позиции в группе и склонностью к Интернет-аддикции.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... В отечественной психологии существует ряд работ, посвященных исследованию самого феномена, а также его взаимосвязи с виртуальной коммуникацией и структурой идентичности. Так, можно отметить исследования А. Е. Жичкиной [2] и А. Е. Войскунского [5]. Вместе с тем данные исследования далеко не исчерпывают настоящую проблематику во многих ее существенных аспектах.

В частности, само понятие Интернетаддикции представляется во многих работах чрезмерно широким и недостаточно конкретизированным для эмпирических исследований. Практически не изучены социально-психологические проявления Интернет-аддикции в группе и ее влияние на различные групповые процессы. Данная проблема является одной из наиболее разработанной в социальной психологии. Среди зарубежных исследователей можно выделить Ф. Олпорта, М. Шерифа, К. Левина, Я. Морено. Среди отечественных – А. В. Петровского, Р. Л. Кричевского, Е. М. Дубовскую, А. И. Донцова, М. Ю. Кондратьева. Однако взаимосвязь такого нового социального явления, как виртуальная реальность и происходящие в ней и под ее влиянием процессы и особенностей групповых процессов до сих пор рассматривалась крайне эпизодически.

В этой связи нами было предпринято исследование влияния феномена Интернет-аддикции на групповые процессы в молодежной среде.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что большинство российской учащейся молодежи в связи со своей профессиональной специализацией в той или иной степени связаны с работой с Интернетом, оказываются в зоне риска попадания в категорию «Интернет-зависимых» личностей.

При этом Интернет-аддикция как одна из возможных личностных зависимостей приводит на своей начальной стадии к качественной деформации оценки своей позиции в системе статусно-ролевых отношений в группе членства.

Поскольку данная гипотеза, очевидно, не может быть подтверждена или опровергнута, в рамках прямого эксперимента нами был выдвинут ряд частных гипотез, подлежащих непосредственной эмпирической проверке и в совокупности позволяющих судить о справедливости основной гипотезы диссертационного исследования:

  • в студенческой среде предрасположенность к Интернет-аддикции существенно более выражена среди студентов, специализирующихся в сфере технических наук по сравнению с теми, кто изучает гуманитарные дисциплины;
  • статусная позиция во внутригрупповой структуре аттракционных отношений напрямую связана с выраженностью личностной Интернет-аддикции;
  • самовосприятие применительно к такой универсальной интрагрупповой характеристике, как структура неформальной власти, у личностей, характеризующихся более высоким уровнем Интернет-аддикции, отчетливо менее адекватно, чем у остальных членов реально функционирующих контактных сообществ.

Данное исследование было проведено в 2004–2005 гг. и включало в себя два этапа. ...

Литература
  1. Войскунский А. Е. Групповая игровая деятельность в Интернете // Психологический журн. 1999. т. 20. № 1.
  2. Войскунский А. Е. Исследование Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М., 2002.
  3. Войскунский А. Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. 2001. № 11.
  4. Войскунский А. Е. Преобразование общения, опосредованного компьютером. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1990.
  5. Жичкина А. Е. Взаимосвязь идентичности поведения в Интернете пользователей юношеского возраста. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2001.
  6. Жичкина А. Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии. 1999. № 3.
  7. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М; Воронеж, 1997.
  8. Лоскутова В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. Автореф дисс. ... канд. психол. наук. Новосиб. гос. мед. акад., 2004.
  9. Морено Я. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2004.
  10. Young, K. S. Addictive use of the Internet: A case that breaks the stereotype. Psychological Reports.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика