Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Эффективность телесно-ориентированной психотехники в решении проблем психомоторного развития детей 4–5 лет 983

Чернигина Е.В., педагог-психолог высшей квалификации в ГОУ ЦРР - детский сад №2380 "Жемчужинка" СЗОУО г. Москвы., Москва, Россия, chernichka_iva@mail.ru
Горшкова Е.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета "Психология образования", ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-gorshkova@yandex.ru

Аннотация

Статья написана на основе дипломного исследования; посвящена изучению проблемы психомоторного развития детей, имеющих признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, и использованию методов телесно-ориентированной психотехники в психолого-педагогической работе с ними. Раскрываются особенности психики, поведения и основные трудности таких детей. Описывается разработанный для исследования комплекс методик диагностики психомоторного развития детей 4–5 лет с признаками СДВГ. Подтверждена гипотеза, что использование методов телесно-ориентированной психотехники оказывает коррекционное воздействие на ряд компонентов психомоторики детей этой категории, помогая компенсировать их отставание от возрастной нормы.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

… Термин синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) введен в 30-е гг. Основной симптом – «нарушение внимания»: ребенок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком-либо занятии, часто не завершает начатое. Это создает основу для возникновения трудностей в учебе.

Главной (но не единственной) причиной возникновения у детей СДВГ могут быть минимальные мозговые дисфункции (ММД) – относительно малая степень поражения ЦНС (в отличие от таких состояний, как ДЦП или умственная отсталость). При ММД задерживаются темпы развития функциональных систем мозга, обеспечивающих сложные интегративные функции (речь, внимание, память, восприятие), другие виды высшей психической деятельности. Подчеркивается, что СДВГ обусловлено общими нарушениями процессов самоконтроля и торможения на высшем уровне регуляции психической деятельности, но отнюдь не элементарными расстройствами восприятия, внимания и двигательных реакций [7].

По общему интеллектуальному развитию дети с СДВГ находятся на уровне нормы (или субнормы), но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. В связи с этим существует большая вероятность возникновения у них феномена школьной дезадаптации – ухудшение успеваемости, снижение интереса к учебе, а также появление тревожности, нарушение поведения и др.

Гиперактивные дети отличаются от своих сверстников повышенной подвижностью, невнимательностью, импульсивностью. Для них свойственны нарушения моторного контроля, проявляющиеся в виде статико-локомоторной и динамической недостаточности. Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. При обучении письму могут проявляться дисграфии (неправильное написание элементов букв, «зеркальное» письмо, недописанные буквы). Могут отмечаться нарушения координации в пространстве, неловкость, неуклюжесть. Все это порождает у него проблемы во взаимоотношениях с окружающими, понижает самооценку.

Все авторы, исследующие СДВГ, говорят о возможности проведения коррекционной работы с детьми. При этом достаточно эффективной наряду с медицинской и психотерапевтической оказывается и психолого-педагогическая помощь.

В литературе, посвященной изучению СДВГ, в основном рассматриваются проблемы детей школьного и старшего дошкольного возрастов. Однако для того чтобы более успешно проводить коррекционную работу с детьми, важно как можно более раннее выявление СДВГ – задолго до того, когда проявленные признаки синдрома станут вызывать серьезную тревогу за ребенка в связи с его неуспехами в обучении. На наш взгляд, начинать и диагностику, и коррекцию можно с четырех лет, когда у детей появляются первые признаки гиперактивного поведения, прежде всего в психомоторной сфере: недостаточное развитие тонкой моторики, трудности при выполнении действий, требующих автоматизма и координации движений.
Логично предположить, что и диагностика выраженности признаков СДВГ, и их коррекция должны обязательно включать методы, связанные с двигательной сферой ребенка и отражающие уровень развития его психомоторики. К ним можно отнести методы телесно-ориентированной психотехники. …

Литература
  1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М., 2003.
  2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М., 2002.
  3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко. СПб., 2003.
  4. Грибанов А. В., Волокитина Т. В., Гусева Е. А., Подоплекин Д. Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. М., 2004.
  5. Гуревич Н. И. Компоненты психомоторики // Хрестоматия. Психология аномального развития ребенка / Сост. В. В. Лебединский, М. К. Бардышевская. М., 2002. Т.1.
  6. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. М., 1998.
  7. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001.
  8. Озерецкий Н. И. Метод массовой оценки моторики у детей и подростков. М., 1930.
  9. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб., 2005.
  10. Психологический словарь / Авт. сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова / Под общ. ред. Ю. Л. Неймера. Ростов н/Д, 2003.
  11. Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Серия «Телесно-ориентированная психотерапия». Вып. 3 / Ред.сост. В. Ю. Баскаков. М., 2001.
  12. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1986.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика