Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 92Рубрики 51Авторы 7841Ключевые слова 19069 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,402 —Двухлетний импакт-фактор

 

Образ учащегося в сознании педагога: гендерный аспект 936

Дёминский В. А., ассистент кафедры социальной психологии Ростовского государственного педагогического университета, Ростов-на-Дону, Россия, zerx82@mail.ru

Аннотация

Рассматриваются гендерные особенности образа ученика в сознании педагога. Для определения динамики гендерных представлений учителей женщин и учителей мужчин автором на протяжении 2005–2006 учебного года проводилось анкетирование слушателей Ростовского института повышения квалификации и студентов Ростовского государственного педагогического университета. Основываясь на результатах проведённых исследований, делается вывод о существовании неоднозначной зависимости между полом и предметной направленностью педагога и тем, как учитель представляет ученика.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Классические результаты, полученные А. А. Бодалёвым, до сих пор остаются востребованными исследователями, изучающими особенности восприятия педагогом личности учащегося. Кроме того, в современных работах все чаще используется гендерный подход. Уже доказанным является тот факт, что отношение учителей к девочкам и мальчикам различно. Мальчики в глазах учителей чаще неряшливые, молчаливые, возбудимые, упрямые, нетерпеливые, с излишне высоким самомнением. Девочки же застенчивые, более старательные, владеющие собой, нерешительные и боязливые [3].

Одной из составляющих образа ученика являются гендерные представления педагога. К сожалению, изучению этого феномена в отечественной психологической науке уделяется недостаточно внимания.

На сегодняшний день довольно распространенными являются исследования гендерных особенностей профессиональной деятельности учителей мужчин и учителей женщин (С. В. Иванов, Д. А. Мишутин, Л. Н. Ожигова, О. Б. Отвечалина, Е. Н. Панченко и др.), однако в работах этих иссле дователей анализируются лишь отдельные аспекты данной проблемы.

Большинство современных исследований, в которых с позиции гендерного подхода анализируется процесс восприятия педагогом личности учащегося, как правило, не учитывают такой фактор, как педагогический стаж, либо же ограничиваются малым временным промежутком (от 0 до 3–5 лет педагогической деятельности). Генезис же гендерных представлений остается пока что за рамками внимания ученых. Именно поэтому целью нашего исследования стало проследить динамику гендерных представлений учителей на разных этапах профессионального становления.

Заметим, что одним из результатов профессионального становления педагога является формирование стереотипных представлений об учащихся. Особый интерес вызывает представление о «хорошем» ученике, т. е. таком ученике, который делает работу педагога приятной: готовый к сотрудничеству, стремящийся к знаниям, дисциплинированный. Детей, похожих на этот идеал, учитель воспринимает не только как «хороших» учеников, но и в целом как хороших людей, приятных во всех отношениях. Дети, подходящие под противоположный образ – «плохих» учеников, воспринимаются в целом как безразличные, агрессивные, как источник отрицательных эмоций.

В нашем исследовании приняли участие слушатели Ростовского института повышения квалификации (учителя со стажем от 0 до 25 лет) и студенты Ростовского государственного педагогического университета, всего 730 человек – 528 женского и 202 мужского пола.
На первом этапе исследования испытуемым предлагалось заполнить четыре анкеты опросника С. Л. Бем со следующими заданиями – отметить те качества, которыми обладает:

  1. «хороший» ученик;
  2. «плохой» ученик;
  3. «хорошая» ученица;
  4. «плохая» ученица.

Известно, что учителя гуманитарного цикла полнее характеризуют учеников, чем учителя естественного цикла, т. е. специальность накладывает свой отпечаток на представления педагогов [4. С. 146]. Поэтому в нашем исследовании мы рассматривали две основные группы педагогов: преподавателей точных и гуманитарных наук. ...

Литература
  1. Бодалёв А. А. Личность и общение. М., 1983.
  2. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Девочки и мальчики – два разных мира. СПб., 2001.
  3. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2003.
  4. Кондратьева С. В. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1980. № 5.
  5. Константинова О. А. Гендерный подход к обучению школьников. Дис. …канд. пед. наук. Саратов, 2005.
  6. Копанева Т. Г. Влияние гендерного фактора на коммуникативные процессы: Социально-философский анализ. Дис. ...канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2004.
  7. Леонтьев А. Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. Т. 2. М., 1983.
  8. Львова С. В. Представления учителей разных уровней продуктивности о подростках. Дис. ...канд. психол. наук. Шуя, 2001.
  9. Отвечалина О. Б. Особенности гендерных представлений воспитательниц дошкольных образовательных учреждений. Дис. ...канд. психол. наук. М., 2005.
  10. Рожкова С. В. Гендерные особенности педагогической культуры учителя: Дис. ...канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2006.
  11. Роздобудько В. М. Понимание учителем личности учащегося: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. Киев, 1973.
  12. Ситников В. Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). СПб., 2001.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика