Особенности межличностных отношений воспитанников кадетских корпусов

817

Аннотация

Опираясь на имеющийся в России богатый опыт воспитания людей, готовых сознательно посвятить свою жизнь служению Отечеству, автор обосновывает актуальность исследования становления ценностного отношения к армии у воспитанников кадетских корпусов. В статье анализируются результаты изучения субъективной оценки межличностных отношений воспитанников первого и четвертого курсов кадетского корпуса по методике С. В. Духновского. Подчеркивается, что осознание подростком принадлежности к специфической профессиональной группе военнослужащих РФ, овладение характерными ценностями и стереотипами поведения и мышления при отсутствии статуса военнослужащего стимулируют сознательное профессиональное самоопределение кадета в пользу выбора военной профессии.

Общая информация

Ключевые слова: межличностные отношения, подростковый возраст, адаптация, армия, кадетский корпус, ценностные ориентации, система ценностей

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Петронюк И.С. Особенности межличностных отношений воспитанников кадетских корпусов // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 1. С. 45–49.

Фрагмент статьи

... Среди важных факторов, оказывающих влияние на воспитательный процесс в корпусе, следует отметить, что среди обучающихся находятся подростки из разных городов России, представляющие разные национальности, социальные слои общества.
В частности, в 2007 г. абитуриенты Военнокосмического кадетского корпуса из Санкт-Петербурга и области составляли всего 19 %. В семьях абитуриентов преобладают различные стили воспитания, различные системы ценностей и т. д. В то же время в подавляющем числе случаев выбор кадетского корпуса как учебного заведения осуществляется родителями или лицами, их заменяющими. Семьи будущих кадетов часто находятся в условиях психотравмирующего характера и не способны выполнять воспитательную функцию. Результаты социально-психологического изучения личных дел абитуриентов (подростки 1992, 1993 годов рождения) показали следующее:

  1. из 172 подростков только 27 % из условно благополучных семей (наличие обоих работающих родителей, проживающих вместе);
  2. среди прочих: 11% – сирот и опекаемых. Родители 6 % подростков лишены родительских прав (без вести пропавшие, алкоголизм, бродяжничество), у 2 % – неоднократно привлекались к уголовной ответственности, у 33 % – родители умерли (часто трагически погибли), у 6 % – родители-инвалиды, у 30 % – разведены, у 11 % –
    безработные. 14 % подростков заявили, что никогда не видели одного или обоих родителей. 50 % – не могут определить круг своих увлечений.

Проведенные исследования показали также, что:

  1. у 91 % абитуриентов диагностируется психотравма;
  2. на вопрос: «Кому принадлежит идея поступления в корпус?» абитуриенты в 72 % случаях отвечают: «Мне предложили, я согласился»;
  3. анализ семейного воспитания показал, что этот процесс в семьях абитуриентов, за редким исключением, негармоничен (чаще по типу гиперпротекции). Отклонения в детско-родительских отношениях значительно влияют на процесс социально-психологической адаптации подростка в учебном заведении [7];
  4. типичным является наличие коммуникативных проблем по прежнему месту жительства и у абитуриентов, и у родителей. Последние не в состоянии научить ребенка эффективному общению, так как сами не имеют подобных навыков;
  5. из бесед с родителями кадетов становится ясно, что под «мужским воспитанием, которое должен дать кадетский корпус» чаще всего подразумевается именно приобретение навыков эффективной коммуникации.

Становление профессионально важных для профессии офицера качеств (уверенность в себе, ответственность, самостоятельность в принятии решений и др.) возможно только при развитии коммуникативной социальной компетентности. Залогом успешной адаптации подростка к военному образу жизни является становление ценностного отношения к армии как социальной группе людей, сознательно посвятивших себя служению Отечеству. Таким образом, психологическая подготовка к поступлению в военный вуз – одно из самых приоритетных направлений работы педагогического коллектива нашего учебного заведения. ...

Полный текст

История образования в России имеет богатый опыт воспитания «государственных» людей. Ценностное отношение к армии стало выражением сущности людей, сознательно посвятивших свою жизнь защите Отечества. Оно появилось вместе с рождением регулярной армии, а точнее, с возникновением ее офицерского корпуса. Два потешных полка молодого Петра I стали своеобразными военными училищами, выпускавшими офицеров. Позднее для подготовки юношей к государственной службе были созданы кадетские корпуса, выпускники которых отличались образованностью, высокоразвитыми чувствами долга и чести, любовью к отечественной истории и армии.

Исследованию становления ценностного отношения к армии отечественная педагогика и психология уделяет немало внимания [4]. В современных условиях потребность общества в гражданах, способных сознательно посвятить себя служению Отечеству, остается актуальной. В сегодняшней России возрождаются и вновь создаются кадетские корпуса. Их первостепенной задачей является воспитание психологически устойчивой и профессионально развивающейся будущей элиты офицерского корпуса Российской армии. Эти учебные заведения имеют много общего и созданы по типу дореволюционных кадетских корпусов, заимствовали у них все лучшее [1].

Сегодня в России насчитывается семь кадетских корпусов, восемь суворовских и одно нахимовское училища. Все они имеют общие особенности, отличающие их от других учебных заведений:

  • круглосуточное нахождение в корпусе (увольнение к родителям и родственникам предоставляется только в субботу и воскресенье);
  • изучение предметов военно-профессиональной подготовки;
  • летний (полевой) лагерный сбор;
  • ношение формы одежды военнослужащих РФ;
  • соблюдение ритуалов военной жизни, регламентированное общевоинскими уставами ВС РФ [6].

Среди важных факторов, оказывающих влияние на воспитательный процесс в корпусе, следует отметить, что среди обучающихся находятся подростки из разных городов России, представляющие разные национальности, социальные слои общества.

В частности, в 2007 г. абитуриенты Военно-космического кадетского корпуса из Санкт-Петербурга и области составляли всего 19 %. В семьях абитуриентов преобладают различные стили воспитания, различные системы ценностей и т. д. В то же время в подавляющем числе случаев выбор кадетского корпуса как учебного заведения осуществляется родителями или лицами, их заменяющими. Семьи будущих кадетов часто находятся в условиях психотравмирующего характера и не способны выполнять воспитательную функцию. Результаты социально-психологического изучения личных дел абитуриентов (подростки 1992, 1993 годов рождения) показали следующее:

  1. из 172 подростков только 27 % из условно благополучных семей (наличие обоих работающих родителей, проживающих вместе);
  2. среди прочих: 11% – сирот и опекаемых. Родители 6 % подростков лишены родительских прав (без вести пропавшие, алкоголизм, бродяжничество), у 2 % – неоднократно привлекались к уголовной ответственности, у 33 % – родители умерли (часто трагически погибли), у 6 % – родители-инвалиды, у 30 % – разведены, у 11 % – безработные. 14 % подростков заявили, что никогда не видели одного или обоих родителей. 50 % – не могут определить круг своих увлечений.

Проведенные исследования показали также, что:

  1. у 91 % абитуриентов диагностируется психотравма;
  2. на вопрос: «Кому принадлежит идея поступления в корпус?» абитуриенты в 72 % случаях отвечают: «Мне предложили, я согласился»;
  3. анализ семейного воспитания показал, что этот процесс в семьях абитуриентов, за редким исключением, негармоничен (чаще по типу гиперпротекции). Отклонения в детско-родительских отношениях значительно влияют на процесс социально-психологической адаптации подростка в учебном заведении [7];
  4. типичным является наличие коммуникативных проблем по прежнему месту жительства и у абитуриентов, и у родителей. Последние не в состоянии научить ребенка эффективному общению, так как сами не имеют подобных навыков;
  5. из бесед с родителями кадетов становится ясно, что под «мужским воспитанием, которое должен дать кадетский корпус» чаще всего подразумевается именно приобретение навыков эффективной коммуникации.

Становление профессионально важных для профессии офицера качеств (уверенность в себе, ответственность, самостоятельность в принятии решений и др.) возможно только при развитии коммуникативной социальной компетентности. Залогом успешной адаптации подростка к военному образу жизни является становление ценностного отношения к армии как социальной группе людей, сознательно посвятивших себя служению Отечеству. Таким образом, психологическая подготовка к поступлению в военный вуз – одно из самых приоритетных направлений работы педагогического коллектива нашего учебного заведения.

В кадетском корпусе происходит интеграция первичной и вторичной социализации: в возрастных рамках первичной социализации осуществляется начало военной карьеры, что формальным образом типично для вторичной социализации [2; 3]. Образовательная программа корпуса предполагает, что выпускник должен сознательно определить свой профессиональный выбор в пользу профессии офицера Российской армии, что возможно в случае овладения ценностями и стереотипами, присущими группе офицерского корпуса и тесно связано с успешностью адаптации к профессии и развитием профессиональной идентичности офицера в будущем.

Известно, что в подростковом возрасте (11–14 лет) и ранней юности (15–17 лет) интенсивно формируются базовые социальные установки, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Среди условий организации ценностной направленности педагогического процесса в кадетском корпусе следует отметить длительное нахождение в группе сверстников и специфический состав референтной группы кадетов, куда с различным удельным весом входят как представители группы военнослужащих, так и не имеющие с ней точек соприкосновения. Эти условия оказывают значительное влияние на гармоничность значимой для подростка системы межличностных отношений в социальном пространстве, эмоционально-чувственный компонент которой призван обеспечивать поддержание отношений (даже при отсутствии непосредственного контакта) и является значимым для дальнейшего профессионального самоопределения.

Анализ сравнения двух независимых выборок* ответов кадетов по опроснику «Субъективная оценка межличностных отношений» [5] показал наличие дисгармонии в системе межличностных отношений у половины опрошенных (43 % – в группе кадетов, обучающихся около года, и 52 % – в группе кадетов, обучающихся около четырех лет). Однако при рассмотрении индикаторов дисгармонии (напряженности, конфликтности, агрессии, отчужденности в отношениях) можно отметить ее различный характер в зависимости от времени, проведенного в кадетском корпусе.

Так, при рассмотрении полигона распределения относительных частот значений напряженности в отношениях и определении центральной тенденции можно свидетельствовать значительное смещение моды из зоны средних (характерных для младших кадетов) в зону низких значений. Действительно, после года обучения в межличностных отношениях кадетов в основном присутствует умеренно выраженная напряженность, необходимая для поддержания интенсивности отношений, а неразрешимые трудности отсутствуют или конструктивно разрешаются. К этому времени завершается адаптация подростка к новому образу жизни, выстраивается новая система отношений в родительской семье, интенсивные впечатления, нагрузки не позволяют излишне сосредоточиваться на межличностных отношениях. К концу четвертого года кадеты имеют большое количество социальных контактов, не обладающих достаточной глубиной и значимостью, часто не задумываются, как складываются их отношения, которые нередко носят поверхностный характер.

Конфликтность в отношениях не имеет существенных различий для обеих групп; мода, хотя и уменьшается в сторону снижения, находится в зоне средних значений.

К концу первого года обучения подросток приобрел социометрический статус в кадетском коллективе, выстроил модель общения с учителями, офицерами, родителями и сверстниками вне стен кадетского корпуса, приобрел некоторые навыки эффективного разрешения конфликтов.

К концу четвертого года обучения индивидуальные различия заметно уменьшаются, что подтверждает значительное увеличение модального значения относительной частоты распределения. Большинство выпускников не испытывают противостояния в межличностных отношениях.

Агрессия в отношениях в зависимости от времени обучения в корпусе имеет тенденцию изменения в сторону средних значений. Для кадетов первого года обучения мода значений индикатора агрессии имеет низкое значение, а сам признак – большую изменчивость.

Для юношей, имеющих годовой опыт жизни в заведении интернатного типа, характерно стремление обрести контроль над однокурсниками, доминировать в семье, подчеркивая свое особое положение, а проявление резкости, косвенной агрессии в отношениях – считать признаками мужественности.

Для группы кадетов четвертого года обучения мода значений агрессивности в отношениях смещается в сторону средних значений, а значение относительной частоты выбора модального значения значительно увеличивается. В отношениях кадетов выражено стремление сотрудничать «на равных», демонстрировать дружелюбие. Можно предположить, что это – следствие проявления профессионально важного качества – уверенности в себе.

Низкие значения индикатора отчужденности в отношениях характерны для обеих групп. Демонстрация конформности с целью избежать одиночества и «ненужности» вполне объяснима для кадетов, имевших подобные проблемы в детстве. Но при рассмотрении полигона распределения относительных частот для кадетов четвертого года обучения асимметрия распределения явно положительна, мода имеет достаточно низкое значение. Это свидетельствует о стремлении подчеркнуть свою причастность к интересам большинства, продемонстрировать принадлежность к специфической группе кадетов и, как следствие, еще большей группе военнослужащих Российской Федерации.

Осознание кадетом принадлежности к специфической профессиональной группе военнослужащих России, овладение характерными ценностями и стереотипами поведения и мышления при фактическом отсутствии статуса военнослужащего выделяет его в социальном пространстве, свидетельствует о становлении у него ценностного отношения к армии и одновременно является причиной дисгармоничности системы межличностных отношений. Кадеты ведут образ жизни, аналогичный курсантскому. К концу обучения они самостоятельнее сверстников. Соблюдение военных ритуалов, ношение формы, ежедневное общение с офицерами, частые визиты высшего командования дают возможность кадету чувствовать себя военнослужащим. Вместе с тем в силу возраста кадеты не принимают присягу, их считают «ненастоящими военными». Они же ощущают себя полноценными членами этого профессионального сообщества. Имеющийся конфликт является одним из факторов, стимулирующих сознательное профессиональное самоопределение кадета и способствует выбору в пользу военной профессии.

Литература

  1. Алпатов Н. И. Историческая справка о кадетских корпусах в России XIX в. // Советская педагогика. 1944. № 1.
  2. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. Практическое руководство по психологической диагностике. СПб., 2005.
  3. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб., 2004.
  4. Гурковский В. А. Кадетские корпуса Российской империи. М., 2005.
  5. Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. СПб., 2006.
  6. Инструкция по руководству суворовскими военными, нахимовскими военно-морскими, военно-музыкальными училищами и кадетскими (морскими кадетскими, музыкальными кадетскими) корпусами органами военного управления и распределению должностных обязанностей участников образовательного процесса. Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации № 25 от 15.01.2001.
  7. Петронюк И. С. Требования к подростку в семье как условие его адаптации в кадетском корпусе // Материалы III Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья»/ Под ред. А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Казань–М., 2006.

Информация об авторах

Петронюк Инна Степановна, психолог Военно-космического кадетского корпуса, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: pis25@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4077
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 817
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4