Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Опосредующие механизмы стилеобразования педагогического общения будущих учителей 706

Кагермазова Л.Ц., доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кабардино-Балкарского государственного университета, Россия, laura07@yandex.ru

Аннотация

Работа посвящена анализу индивидуального педагогического стиля общения у будущих преподавателей, вопросам содействия будущему педагогу в становлении стиля его педагогического общения. Делается вывод, что процесс становления индивидуального стиля педагогического общения у студентов является результатом взаимодействия природно- и личностно-обусловленных факторов индивидуальности в результате специализированного обучения социально-активными методами. В эксперименте участвовали 95 студентов третьих курсов педагогического колледжа г. Нальчика (30 чел. контрольная, 65 чел. – экспериментальная группы).

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Многообразие трудностей в общении с учениками, с которыми сталкиваются не только будущие учителя в рамках педагогической практики, но и педагоги в реальной жизни средней и высшей школы, заставляет обратиться к изучению специфики стилей педагогического общения будущих педагогов. Преодоление этих трудностей в рамках профессионального обучения ведет неизбежно к поиску будущим учителем собственного стиля педагогического общения, выработка которого должна начинаться уже со студенческой скамьи. Соответственно, в качестве одной из главных задач педагогического обучения является содействие будущему педагогу-студенту в становлении собственного стиля педагогического общения.

Изучение профессионального труда педагога привело к появлению таких направлений, как:

  • психологическая организация педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина);
  • педагогические способности [3], [4], [6];
  • педагогический такт (И. Е. Синицина, И. В. Страхов);
  • педагогическое мастерство (Ф. Н. Гоноболин, С. Б. Елканов, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, А. В. Мудрик);
  • личностное становление учителя (Л. М. Митина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков);
  • личностно-ориентированный и личностно-деятельностный подход (И. А. Зимняя, И. С. Якиманская) [2]; [6] и др.

В этих направлениях ведущим остается исследование такого психологического и психофизиологического феномена, как стиль педагогического общения. Влияние природных предпосылок на формирование индивидуального стиля деятельности различных возрастных и профессиональных групп изучались в работах В. С. Мерлина, Е. А. Климова и их сотрудников и их последователей. В последние десятилетия предметом анализа стал индивидуальный стиль педагогического общения (ПО). В исследовании последнего можно выделить такой подход как изучение взаимосвязей природных предпосылок и стилей ПО [1]; [6]; [8]. Однако механизм взаимодействия природных и личностных детерминант стилеобразования остается нераскрытым. Поэтому изучение промежуточных переменных в стилеобразовании является одной из важнейших проблем при управлении формированием стиля ПО в контексте требований, предъявляемых педагогической деятельностью. ...

Литература
  1. Аминов Н. А. Природные предпосылки педагогических стилей у преподавателей начальной школы // Вопросы психологии. 1997. № 2.
  2. Вяткина З. Н. Индивидуальный стиль деятельности учителя на уроке в зависимости от свойств нервной системы // Темперамент и спорт / Под ред. Б. А. Вяткина. Вып. 3. Пермь, 1976.
  3. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
  4. Исмагилова А. Г. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя детского сада: Автореф. канд. дисс. Пермь, 1988.
  5. Кабардов М. К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей: Автореф. докт. дисс. М., 2001.
  6. Маркова А. К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. 1987. № 5.
  7. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
  8. Никонова Л. Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя: Автореф. канд. дисс. М., 1986.
  9. Стреляу Я., Краевски А. Индивидуальный стиль деятельности и сила нервной системы // Психологические вопросы становления профессионала. М., 1974.
  10. Mischel, W. Introduction to Personality.  N.Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1996.
    № 3.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика