Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8013Ключевые слова 19561 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Уровень умственных способностей студентов, различающихся типологическими особенностями проявления свойств нервной системы 816

Ревенко Е.М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, Омск, Россия, revenko.76@mail.ru
Сальников В.А., доктор педагогических наук, ректор Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования влияния типологических свойств нервной системы на уровень проявления умственных способностей студентов. Выборку составили 118 студентов-юношей первого курса Сибирской автомобильно-дорожной академии. Умственные способности изучались с помощью теста IST Р. Амтхауэра в адаптации Л. А. Ясюковой. Проявления типологических свойств нервной системы исследовались посредством использования произвольных двигательных методик, предложенных Е. П. Ильиным. Экспериментально показано, что уровень умственных способностей у студентов-юношей различается в зависимости от типологических особенностей проявления свойств нервной системы. При этом индивидуальные различия в уровне проявления умственных способностей определяются не каким-либо одним свойством нервной системы, а типологическим комплексом.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Тем не менее, сегодня еще высказываются мнения, что признание за задатками детерминирующего фактора в развитии способностей  значительно снижает в этом процессе роль средовых факторов. Несостоятельность подобных заявлений обнаруживается, если принять во внимание, что биологические и социальные детерминанты влияют на развитие не обособленно и независимо, а не иначе как во взаимодействии. Именно вариативность средовых факторов определяет возможность управления процессом развития способностей. При этом знание и учет генетически обусловленных задатков в процессе обучения значительно расширяют возможности образовательной среды в развитии способностей.

В работе М. К. Акимовой [1] установлено, что типологические свойства нервной системы влияют не только на процессуальную сторону умственной деятельности, но и на результативную, поскольку условия и содержание тех или иных задач ставят учеников, различающихся психофизиологическими особенностями, в неравные условия. Оставление без внимания индивидуально-психологических особенностей учащихся приводит к выбору форм и методов обучения, не соответствующих их функциональным возможностям и, как результат, снижению мотивации, отрицательному отношению к обучению, что неминуемо отражается на эффективности образовательного процесса, развитии умственных способностей обучающихся. М. К. Акимовой показано, что возможно найти такую организацию учебного процесса, такие методические приемы, которые позволят создать более или менее равные условия для успешного развития тех или иных умственных способностей учащихся, различающихся индивидуально-психологическими особенностями [1]. Отсюда методически правильно организовать образовательный процесс, направленный на развитие умственных способностей, невозможно, не учитывая индивидуально-психологические особенности обучающихся.

Целью исследования явилось выявление уровня развития умственных способностей у студентов, различающихся типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. ...

Литература
  1. Акимова М. К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков способностей // Вопросы психологии. 1980. № 3.
  2. Борисова Е. М. Современные тенденции развития психодиагностики // Психологическая наука и образование. 1997. № 3.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.
  4. Голубева Э. А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии. 1986. № 5.
  5. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
  6. Гусева Е. П. Природные предпосылки успешности познавательной деятельности шестилетних детей // Материалы конференции «Творчество и педагогика». Секция V. М., 1988.
  7. Гусева Е. П. Соотношение возрастных и типологических предпосылок способностей // Способности и склонности: комплексные исследования. М., 1989.
  8. Давыдов В. В. Теории развивающего обучения. М., 1996.
  9. Изюмова С. А. Виды мнемических способностей и усвоение школьных знаний // Способности и склонности: комплексные исследования. М., 1989.
  10. Изюмова С. А. К проблеме природы способностей: задатки мнемических способностей у школьников литературного и математического классов // Психологический журнал. Т 16. 1995. № 6.
  11. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб., 2001.
  12. Лейтес Н. С. Проблема общих способностей в возрастном аспекте // Вопросы психологии. 1969. № 2.
  13. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004.
  14. Печенков В. В. Проблема соотношения общих и специально человеческих типов высшей нервной деятельности и их психологических проявлений // Способности и склонности: комплексные исследования. М., 1989.
  15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
  16. Тихомирова И. В. Стилевые и продуктивные характеристики способностей: типологический подход // Вопросы психологии. 1988. № 3.
  17. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М., 1989.
  18. Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST): Методическое руководство. СПб., 2002.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика