Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Личностные особенности и стиль жизни как факторы школьной успеваемости подростков 1222

Слободская Е.Р., доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, главный научный сотрудник, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины», Новосибирск, Россия, hslob@physiol.ru
Сафронова М.В., кандидат психологических наук, научный сотрудник государственного учреждения Научно(исследовательский институт физиологии Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (ГУНИИФ СО РАМН)
Ахметова О.А., научный сотрудник государственного учреждения Научно-исследовательский институт физиологии Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (ГУНИИФ СО РАМН), o.akhmetova@physiol.ru

Аннотация

В выборке подростков 11–18 лет (1013 человек из разных слоев населения) изучены социально-демографические характеристики, показатели стиля жизни и академическая успеваемость. Личностные особенности оценены с помощью кратких опросников Айзенка, Грея-Уилсона и Списка индивидуальных особенностей ребенка. Моделирование структурными уравнениями показало, что решающее значение для академической успеваемости имеют факторы личности и пол; вклад семейных факторов значительно меньше. Среди личностных факторов наиболее важны открытость и интроверсия, среди социальных – тип школы. Достаток семьи, ее сплоченность и родительский надзор способствуют успехам в школе, а потребление психоактивных веществ, психотизм и активация поведения являются факторами риска.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Авторы благодарны всем участникам исследования. Работа выполнена при поддержке грантов РГНФ № 07-06-00016а и РФФИ № 08-06-00011-а и № 08-06-00016-а.

Подростковому возрасту посвящено множество исследований [19]. Основная задача этого периода развития – достижение личностного самоопределения – в современных условиях решается при выборе жизненного пути после завершения обязательного образования. Поэтому школа является основным поприщем в этом возраcте, а успеваемость – одним из важнейших итоговых показателей развития и приспособленности [6; 11]. В психологических исследованиях в разных странах мира успеваемость оценивают по итоговым баллам за год и по данным стандартного тестирования [10]. Обе оценки одинаково надежны и одинаково связаны с другими показателями развития [14]. Успеваемость по разным академическим предметам обычно хорошо согласуется. В исландском продолжительном исследовании было выявлено два взаимосвязанных фактора, стабильных на протяжении девяти лет: первый представлял академические предметы, второй – физические и ручные навыки. Оценки разных учителей были сходны и не зависели от школы, возраста учеников и предмета [11].

Неуспеваемость. Неуспеваемость, угрожающая повтором года или переводом в другую школу, вызывает стресс, отрицательные эмоции и психосоматические симптомы, поэтому ее рассматривают как фактор риска для дальнейшего развития [6] и здоровья [1]. Многие исследования указывают, что неуспеваемость является фактором проблем с поведением и гиперактивности независимо от коэффициента интеллектуальности IQ и социально-экономического положения и связана с антисоциальным поведением, правонарушениями и употреблением наркотиков [8; 15]. Связь между неуспеваемостью и преступностью опосредуется психосоциальными характеристиками, например низкой самооценкой или девиантными подростковыми группировками. Помимо этого, неуспеваемость опосредует влияние факторов риска преступности, особенно у мальчиков [20]. Факторами риска неуспеваемости являются мужской пол и трудный темперамент. Особенно важными оказались такие черты как внимание, отвлекаемость и двигательное беспокойство [8]. Согласно современным данным, школьная успеваемость примерно на 25 % определяется IQ. Наследуемость IQ у детей составляет около 45 %, а в позднем отрочестве достигает 75 % [17]. ...

Литература
  1. Безруких М. М. Здоровье детей и школа. Проблемы и перспективы // Перемены. М., 2000. № 1.
  2. Борисова Л. Г., Князев Г. Г., Слободская Е. Р., Солодова Г. С., Харченко И. И. Негативное потребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты. новосибирск, 2005.
  3. Князев Г. Г., Слободская Е. Р., Сафронова М. В. Краткая форма личностного опросника Грея-Уильсона // Вопросы психологии. 2004. № 4.
  4. Князев Г. Г., Слободская Е. Р. Пятифакторная структура личности у детей и подростков (по данным родителей и самооценки) // Психологический журнал. 2005.
    № 6.
  5. Сафронова М. В. Психологические и социальные факторы школьной успешности и психического здоровья учащихся. Дис .… канд. психол. наук. Новосибирск, 2003.
  6. Слободская Е. Р. Развитие ребенка: индивидуальность и приспособление. Новосибирск, 2004.
  7. Слободская Е. Р., Князев Г. Г., Сафронова М. В. Краткая форма личностного опросника Айзенка (ЛОА-К) и ее использование для оценки риска употребления психоактивных веществ // Психологический журнал. 2006. № 3.
  8. Brier N. Predicting antisocial behavior in youngsters displaying poor academic achievement: A review of risk factors // J. Dev. Behav. Pediatr. 1995. V. 16.
  9. Caspi A., Roberts B. W., Shiner R. L. Personality development: Stability and change // Annu. Rev. Psychol. 2005. V. 56.
  10. Eckenrode J., Laird M., Doris J. School performance and disciplinary problems among abused and neglected children // Dev. Psychol. 1993. V. 29.
  11. Edelstein W., Keller M., Schroder E. Child development and social structure: A longitudinal study of individual differences // Life-Span Development and Behavior. Hillsdale, N.J., 1990.
  12. Elliott B. J., Richards M. J. Children and divorce: Educational performance and behaviour before and after parental separation // Int. J. Law Fam. 1991. V. 5.
  13. Eysenck H. J. Personality and the experimental study of education // European Journ. Personality. 1996. V. 10.
  14. Guerin D. W., Gottfried A. W., Oliver P. H., Thomas C. W. Temperament and school functioning during early adolescence // Journ. Early Adolescence. 1994. V. 14.
  15. Hinshaw S. P. Externalizing behavior problems and academic underachievement in childhood and adolescence: causal relationships and underlying mechanisms // Psychol Bull. 1992. V. 111.
  16. Heaven P. C. L., Mak A., Barry J., Ciarrochi J. Personality and family influences on adolescent attitudes to school and self-rated academic performance // PAID. 2002. V. 32.
  17. Neisser U., Boodoo G., Bouchard T. J. et al. Intelligence: Knowns and Unknowns // Am. Psychol. 1996. V. 51.
  18. Rutter M. School influences on children’s behavior and development: The 1979 Kenneth Blackfan Lecture // Pediatrics. 1980. V. 65.
  19. Steinberg L., Morris A. S. Adolescent development. // Annu. Rev. Psychol. 2001. V. 52.
  20. Tremblay R E., Craig W. M. Developmental crime prevention // Building a safer society: Strategic approaches to crime prevention. Chicago, 1995.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика