Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8013Ключевые слова 19561 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Критерии психологической оценки компьютерных игр и развивающих компьютерных программ 1421

Коркина А.Ю., педагог-психолог Научно-методического центра игры и игрушки, Москва, Россия

Аннотация

В статье дается анализ деятельности ребенка на компьютере, рассматриваются основные виды компьютерных программ и их характеристики. Анализируются существенные аспекты в оценке компьютерных развивающих программ. Выделяются и подробно описываются две группы критериев оценки качества: эргономические характеристики и психолого-педагогическое содержание компьютерных программ.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Настоящее время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые вмешиваются во все сферы жизни общества и виды деятельности людей. Коснулись они и детства, детской игры и игрушки. Компьютер стал неотъемлемым атрибутом почти в каждой семье, его используют не только взрослые, но и дети. Начиная уже с дошкольного возраста, дети приобщаются к новому виду деятельности – компьютерной игре. Термин «компьютерные игры» используют для обозначения интерактивных мультипликационных компьютерных программ. Но можно ли такой вид деятельности назвать «игрой» в полном смысле этого слова?

«Игра – это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии» [6].

В сюжетно-ролевой игре, ведущей деятельности для дошкольника, ребенок осваивает действительность путем ее воспроизведения и моделирования. Ребенок берет на себя роль какого-либо персонажа и условно воспроизводит его действия [6].

Деятельность ребенка на компьютере не соответствует вышеприведенному описанию. На компьютере ребенок всегда работает с символами, которые достаточно часто с реальностью не связаны. Все действия осуществляются посредством клавиатуры и компьютерной мыши, а основная активность происходит в умственном плане. Действия ребенка определяются содержанием компьютерной программы: она диктует правила, ограничивает и направляет действия ребенка. Требования такой игры всегда разные и ориентированы чаще на выигрыш, на получение «приза». Смысл деятельности ребенка определяется задачами, которые перед ним ставит компьютерная программа. Ребенок начинает оперировать теми понятиями, установками, которые ему диктует компьютерный мир. Таким образом, ребенок изначально в данной деятельности не занимает активную позицию, он всегда в той или иной степени «ведомый» компьютерной программой. Эта специфическая деятельность приучает ребенка к своим законам, позволяющим «выживать» в виртуальном пространстве, а не вводит в мир реальных отношений и смыслов человеческого взаимодействия.

В настоящей ролевой игре «в компьютер» ребенку достаточно подходящего предмета-заместителя, внешне схожего с компьютером. Но как показывает практика, ребенку интереснее и привлекательнее настоящий компьютер и то, что с его помощью можно делать и видеть на экране. Поэтому влияние компьютера на развитие ребенка определяется содержанием компьютерных программ.

В данной статье мы будем рассматривать взаимодействие дошкольника с компьютером не как игру, а как деятельность, в которой компьютерная программа выступает средством развития и обучения. ....

Литература
  1. Абраменкова В. В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка. М., 2006.
  2. Вострокнутов И. Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения. М., 2005.
  3. Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддьяков Н. Н., Зворыгина Е. В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М., 1998.
  4. Дошкольник и компьютер: Методикогигиенические рекомендации / Под ред. Л. А. Леоновой. М., 2004.
  5. Новоселова С. Л., Петку Г. П. Компьютерный мир дошкольника. М., 1997.
  6. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. М., 2004.
  7. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М., 2004.
  8. Смирнова Е. О., Радева Р. Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Вып. VII / Под ред. В. С. Собкина. М., 2000.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика