Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Игровая методика введения детей в условия детского сада 950

Островская Т.В., аспирантка кафедры возрастной психологии МГППУ, Москва, Россия
Полный текст

Проблема адаптации детей к детскому саду не нова, но остается актуальной в силу ряда причин.

В о - п е р в ы х,  несмотря на многочисленные исследования периода адаптации и рекомендации по облегчению ее протекания, наблюдения за детьми при поступлении в ДОУ демонстрируют, что проблема еще не решена.

В о - в т о р ы х,  не учитываются возрастные различия детей, поступающих в ДОУ. В литературе в большей степени обсуждается проблема адаптации детей раннего возраста, а адаптация старших детей практически не рассматривается.

Все исследователи отмечают, что адаптация ребенка к ДОУ обычно протекает с массой негативных изменений в детском организме на всех уровнях и во всех системах:

  • преобладают отрицательные эмоции, страх;
  • проявляется нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни с взрослыми;
  • утрачиваются навыки самообслуживания;
  • нарушается сон;
  • снижается аппетит;
  • регрессирует речь;
  • двигательная активность либо сильно падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности [2; 5–9].

Последствиями стрессовой ситуации являются снижение иммунитета и многочисленные заболевания. Общая подавленность ребенка приводит к снижению его познавательной активности и в результате получается, что адаптационный период (особенно затянувшийся) к ДОУ – период жизни ребенка, на протяжении которого он не реализует задачи развития, соответствующие возрасту, а, наоборот, регрессирует.

Выделяют три степени адаптации:

  1. легкую (15–30 дней);
  2. среднюю (30–60 дней);
  3. тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию. Концом периода адаптации принято считать момент, когда регрессирующие функции восстановились [Там же].

Главным обстоятельством, провоцирующим стресс у ребенка, является отрыв от матери и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужим взрослым. До сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие укрепляло его в новой, необычной ситуации, создавало психологический комфорт.

Следует также учесть, что у ребенка раннего и младшего дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками только формируется [1; 12]. Из-за неумения договориться и несформированности навыков совместной игры у детей возникают конфликты. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление и, как следствие, далее проявляются яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.

Адаптационные возможности ребенка определяются особенностями появления у него разных форм социального поведения. Например, чем лучше ребенок умеет налаживать контакт с взрослыми и детьми, тем прогноз по адаптации положительнее. Важен и уровень развития игровых навыков, умение занять себя интересным делом, а также организовать игру вместе с другими детьми. Сформированность игровой деятельности позволит ребенку переключиться с эмоционально напряженного состояния на игру.

Одним из условий, облегчающих адаптацию ребенка к ДОУ, является предоставление ребенку возможности общения не только с узким кругом близких родственников. В этом плане необходимо с раннего возраста расширять его представления об окружающем. Перегружать малыша, конечно, не следует, но и оказавшись в новой социальной обстановке, ребенок не должен получать сильный стресс. При благоприятных условиях воспитания в такой обстановке присутствуют ориентировочные реакции, отклик на новизну. Для этого, разумеется, необходимы нормальная эмоциональная привязанность и ощущение поддержки со стороны близких родственников.

Существуют рекомендации, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, чтобы процесс адаптации занял как можно более короткое время. В литературе по адаптации к ДОУ [2; 5–9] авторы советуют родителям предварительно рассказать ребенку о детском саде и познакомить его с воспитателями, с детьми, возможно, погулять на площадке, т. е. как-то познакомить его с ближайшим будущим. Некоторые даже пишут о том, что за день до прихода ребенка в детский сад воспитатель должен придти к нему в гости познакомиться с его семьей.

В уставах детских садов прописано, что родители имеют право присутствовать с ребенком в группе, правда, с оговоркой: «если это не нарушает режима ГОУ». К сожалению, в преобладающем большинстве случаев знакомство не осуществляется, присутствие родителей в группе не одобряется, а практически запрещается со ссылкой на некий предыдущий негативный опыт. Максимум, что предлагается родителям после отправления ребенка в групповое помещение, – сидеть в коридоре, привлекая тем самым внимание ребенка к входной двери, и он, улучив любую возможность, спешит выскочить за дверь и проверить, там ли мама. Туда же устремляются взоры остальных детей.

Ответственными за подобные расхождения между вполне оправданными рекомендациями и действительностью практически полностью являются работники дошкольных учреждений, в которых не прорабатывается проблема адаптации детей. Большинство ДОУ идут по издавна установившейся традиции – воспитатель быстро уводит плачущих или растерянных детей в группу. Вероятно, полвека назад, когда ясли начинались с 3 месяцев, подобный метод «простого забирания» был действительно единственно возможным. Тогда пребывание в ДОУ с такого раннего детства было для детей абсолютно естественным. Но сегодня принципиально иная ситуация: ребенок приходит в ясли после полутора лет, как это разрешено законом и принято уже много лет. Очевидно, что все вышесказанное очерчивает широкий круг проблем, требующих решения.

С учетом актуальности проблемы была поставлена задача разработки игровой адаптационной методики «Детский сад для зверят», предназначенной для детей, поступающих в ДОУ впервые или после большого перерыва.

Основная идея – познакомить ребенка с детским садом через игру тем способом, который наиболее понятен ребенку. В спокойной домашней атмосфере ему дают возможность почувствовать и понять идею совместного пребывания с другими детьми. Этот способ – специально организованная мамой (или другим близким ребенку взрослым) за несколько месяцев до поступления в детский сад игра.

Известно, что «словесные методы совершенно бессильны в воспитании дошкольников. Игра – традиционный, признанный метод воспитания маленьких детей. Она соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, и потому в игре дети охотно и с удовольствием делают то, что еще не умеют в реальной жизни» (З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова, 1991).

Игровая методика подготовки ребенка к детскому саду создает изначально положительную базу для адаптации. Основной целью этой методики является формирование интереса у ребенка к детскому саду заблаговременно до реального поступления, что и обеспечивает его исключительно важную мотивационную роль [3]. Это позитивная эмоция, которая необходима для формирования социальных умений.

При поступлении в дошкольное учреждение ребенку надо будет адаптироваться к новым обстоятельствам, в которых:

  • незнакомые взрослые принимают на себя реализацию удовлетворения его потребностей, которые раньше удовлетворялись только близкими людьми (в реализации бытовых проблем, в заботе, помощи, понимании, защите и т. д.);
  • его окружают незнакомые сверстники (в значительно большей численности, чем в прежнем опыте общения ребенка) с различным уровнем нервно-психического развития, характером, потребностями;
  • он попадает в новое большое помещение с фиксированными смысловыми зонами и значениями;
  • он сталкивается с новыми правилами поведения в группе (режимные моменты, занятия, понятие очередности при получении какой-либо помощи от воспитателя и др.).

Таким образом, явно определяются задачи игровой методики подготовки к поступлению в ДОУ:

П е р в а я  – ознакомительная: рассказать и показать в игре ребенку, что такое детский сад, вывработать к нему положительное отношение и вызвать интерес. Это достигается проигрыванием сюжетов, с которыми столкнется ребенок в детском саду, с целью создания у него психологической готовности к новому режиму, правилам поведения, социальным отношениям;

В т о р а я  – формирующая: исходя из индивидуальных особенностей ребенка, выстраивать адекватные формы поведения, а также развить у него навыки, предусмотренные задачами возраста (общения, взаимодействия, самообслуживания и т. п.). После серии игр, когда уже будет сформировано положительное отношение к детскому саду, возможно проигрывание острых конфликтных ситуаций, с которыми может столкнуться ребенок, в том числе может быть и плач других детей при расставании с родителями;

Т р е т ь я  – диагностическая – ставится, когда ребенок поступил в ДОУ и появились негативные эмоции. Ее цель – выявление и коррекция проблем ребенка (они могут быть бытовые, т. е. сон, еда, туалет; либо при взаимодействии с воспитателями или сверстниками).

Для разработки данной игровой методики важно следующее:

  • набор сюжетов для проигрывания, различающихся степенью детализации и длительностью игры, подбирается исходя из возрастных и индивидуальных возможностей ребенка;
  • определенные сюжеты для проигрывания подбираются в зависимости от поставленной задачи – ознакомительной, формирующей, диагностической;
  • эмоциональная вовлеченность ведущего взрослого необходима для формирования ответной реакции у ребенка на все проигрываемые события, а также для получения эмпатического сопереживания.

Описанная игровая методика требует предварительной подготовки. В частности, необходимо подобрать игрушки для ролей родителей, детей и воспитателей. Их следует выбирать исходя из предпочтений ребенка. Это могут быть и небольшие куколки, матрешки, зверушки. Главное, чтобы четко можно было разделить игрушки на взрослых и детей. При этом следует иметь в виду, что количество пар «родители-дети» не должно быть менее 5 или более 10, так как это усложняет процесс игры.

Из опыта известно, что наиболее удобно использовать имеющиеся на рынке игрушек наборы домашних животных: корова, коза, овца, свинья, лошадь и другие, которые часто выпускаются в комплекте вместе с детенышами. Здесь должно быть все наглядно и понятно – кто мама, а кто ребенок. Воспитателем в таком случае выбирается наиболее крупное животное, в зависимости от предпочтений ребенка. Когда для игры покупаются новые наборы фигурок, то они, разумеется, должны понравиться ребенку, вызвать его интерес.

Перед началом игры необходимо построить игровой вариант детского сада с помощью строительного материала. Это могут быть и кубики, и конструктор, и коробки, – все, с помощью чего можно отгородить небольшое пространство, которое будет детским садом и группой (в данном и в последующих случаях под группой имеется в виду не только коллектив детей, но и помещение, отведенное для него). Следует обозначить коридорраздевалку, туалетную комнату и иметь возможность в дальнейшем «пристроить» спальню. Кроме того, подбираются игрушки, которые будут находиться в группе. Это могут быть маленькие машинки, шарики, кубики, фигурки, – все, что подходит по размеру как игрушки для игрушечного детского сада. Причем более крупные машинки могут стать каталками. Еще необходимы игрушечная посуда для кормления «детей»; кубикибрусочки, которые в дальнейшем станут кроватками; книжкималютки для чтения «воспитательницей» «детям»; тазик или ванночка для умывания. Для детей, у которых не сформировался навык пользования горшком, следует найти горшочки для «малышей».

Непосредственно перед началом игры ребенку показывается построенное пространство с рассказом о нем:

– Это «Детский сад»! Сюда родители приводят детей, чтобы малыши вместе играли, гуляли, занимались интересными делами, пока мама и папа на работе.

Здесь дети дружно умываются, кушают и спят. А с ними всегда находятся воспитатели. Они играют с детьми, читают им книжки, водят хороводы, во всем помогают детям. Когда малыши утром приходят в садик, воспитатели их встречают.

Для наиболее полной реализации поставленных задач необходимо проигрывать с ребенком ряд предложенных сюжетов. Они подбирались исходя из практики пребывания детей в ДОУ с акцентом на эмоционально напряженные ситуации. Далее представлены следующие сюжеты: приход детей в сад и расставание с мамой; свободная игра детей; конфликты; занятия; гигиенические мероприятия и еда; сон; прогулка; возвращение родителей.

Приход в сад, расставание с мамой

Задачи сюжета:

  • знакомство и закрепление того, что с мамой надо будет на время расстаться и пойти в группу одному;
  • знакомство с рядом правил этикета и быта в ДОУ.

Во время решения ознакомительной задачи в процессе игры сюжет прихода в детский сад должен быть разыгран взрослым исключительно в радостных тонах, наполнен ожиданием интересного дня. «Малыши» спешат раздеться, весело и нежно прощаются с мамами, которые «уходят по делам». «Воспитательница» доброжелательно встречает «детей», приглашает в группу.

В дальнейшем, если уже при посещении ребенком ДОУ у него под действием каких бы то ни было причин (занервничал, испугался в саду, обидели и т. п.) появятся слезы при прощании с родителями или он окажется свидетелем чужих слез и переживаний, то, как уже отмечалось выше, будет актуально ввести подобный эмоционально напряженный сюжет в игру. Проигрывание адекватного, доброжелательного поведения родителя, воспитателя и других детей, а в дальнейшем и самостоятельное проигрывание ребенком подобных сцен и выхода из эмоционально напряженной ситуации станут, в некотором роде, уже личным опытом с благополучным исходом, пережитым ребенком. «Игра является величайшей школой социального опыта» – писал Л. С. Выготский [11].

Есть нюанс в том, как организовать проигрывание ухода «мамы по делам». Она может «уйти» так далеко, что пропадет из поля зрения играющего ребенка. Лучше если она будет в сторонке, так, чтобы ребенок краем глаза все же мог ее видеть. Это будет демонстрировать ребенку, что «мама хоть и уходит по делам», но она недалеко [10].

Свободная игра детей

У ребенка, который поступает в детский сад, должны быть в большей или меньшей степени (в зависимости от возраста) сформированы, прежде всего, навыки общения, поскольку он оказывается в ситуации, где необходимо налаживать контакт как с детьми, так и с незнакомым взрослым. Кроме того, необходимо наличие интереса к игре и развитость некоторых игровых навыков и умений.

В игре можно и нужно демонстрировать, что общением руководит не только взрослый, т. е. воспитатель, но и сами дети принимают в жизни группы активное участие. Например, малыши иногда могут и сами договориться, остановить обидчика, предложить тему игры, обратиться к воспитателю с просьбой – это как раз те навыки взаимодействия, которые начинают активно развиваться, когда ребенок попадает в общество сверстников и незнакомого взрослого (как договориться с мамой, ребенок уже имеет представление).

Задачи сюжета:

  • показать ребенку, что в ДОУ будет много игрушек, возможно и таких, которых нет у него дома, и с ними можно играть;
  • показать ребенку, что в ДОУ наличие сверстников позволяет организовывать совместные игры и участвовать в них, это новый и интересный способ общения.

Игры детей в ДОУ разнообразны, и возможны различные сценарии для разыгрывания. В общем плане их можно разделить на следующие виды.

  1. Самостоятельная игра ребенка с выбранной игрушкой. В развитии сценария здесь можно сделать акцент на том, что из большого количества игрушек можно выбрать себе интересную, можно попросить у воспитателя настольную игру или карандаши для рисования;
  2. Совместная игра с другими детьми. Чтобы организовать совместную игру, ребенку необходимо выполнить ряд действий: обратиться и предложить вместе во чтото поиграть; распределить роли; договориться о правилах. На каждое из действий, которое необходимо для успешной совместной игры, ведущий взрослый должен обращать внимание ребенка, показывать, как надо позвать, предложить играть вместе;
  3. Общегрупповые игры, которые организует воспитатель (хороводные, с правилами и стихами и т. п.). В подобных играх руководителем является воспитатель, а дети должны выслушать, принять и исполнять правила, а также учитывать интересы других детей.

Конфликты

Конфликты между детьми в ДОУ происходят часто, особенно в период адаптации, пока дети испытывают стресс, еще не привыкли к новой обстановке и не познакомились друг с другом. К моменту поступления в ДОУ, как уже говорилось выше, дети находятся на разных этапах формирования навыков социального взаимодействия, обладают разным опытом общения со сверстниками.

Задача у этого сюжета очень конкретная: продемонстрировать, проиграть конфликтные ситуации с наиболее разумным и адекватным их разрешением, показать, как можно вообще избегать конфликтов с помощью диалога и взаимодействия.

Чаще всего конфликт возникает, когда один ребенок хочет отнять игрушку (стул, горшок, шкафчик и т. п.) у другого или, присоединившись к игре, начинает активно вытеснять первого (ребенок строил из кубиков, подбегает второй и начинает строить свое, постепенно разрушая постройку первого).

Вообще проблема бесцеремонного изъятия понравившейся вещи очень характерна для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Детский эгоцентризм, неумение вставать на точку зрения другого, шаткость понятия «чужое» – все это присуще маленьким детям и постоянно проявляет себя в общении между ними.

Этот игровой сюжет должен быть разыгран взрослым на глазах ребенка как можно натуральнее – с писком, возмущением, т. е. естественно эмоционально. На помощь потерпевшему сразу должна придти воспитательница и объяснить шалуну, что эта игрушка сейчас занята и нужно взять другую, свободную.

– Что ты делаешь? – может сказать «воспитатель».

– Отнимать нельзя. Он взял эту игрушку, и она сейчас занята.

– Посмотри, ты напугал и расстроил этого малыша.

– Пойдем и посмотрим, какие есть свободные игрушки, и выберем интересную для тебя.

Это особенно важно, если ребенок, участвующий в игре, сам склонен отнимать то, что ему захотелось в данную минуту. Закрепление понятий «занята» и «свободна» будет ему полезно, когда он сам окажется среди незнакомых сверстников, с которыми вместе еще не научился играть. Эти понятия сопутствуют человеку всю жизнь: «Это место свободно?», «Преподаватель сейчас занят». Надо научиться уважать «занятость» также и времени, и мыслей других людей.

Обращать внимание ребенка на эмоции другого в конфликтных ситуациях необходимо постоянно, так как запреты ребенку взрослыми ограничивать свободу и пространство других людей основаны, прежде всего, на эмоциональных страданиях обиженного (не бери чужого не потому, что накажут, а потому что опечалится хозяин). Причем и в игре, и в жизни все обращения к эмоциям должны быть максимально эмпатийными, чтобы вызвать сопереживание у ребенка, заразить его эмоцией.

Конфликтные ситуации по поводу игрушек могут использоваться и для обучения ребенка приемам позитивного взаимодействия, т. е. на примере общения игрушечных малышей можно продемонстрировать возможность уступить игрушку, если другой очень просит, поменяться, договориться о совместной игре.

Кроме конфликтов по поводу игрушек, бывают столкновения между детьми по вине ребенка-драчуна, который любит толкаться и отнимать игрушки у других детей. В разыгрывании подобного сюжета ребенку, который не склонен нападать на других, можно показать, что основным помощником обиженного малыша является взрослый-воспитатель. Если же у самого ребенка наблюдаются подобные желания – это возможность проведения работы, чтобы вызвать эмоциональный отклик и сострадание к обиженным детям.

Конфликтные ситуации в ДОУ могут возникать между ребенком и воспитателем. Ребенок может не слушать замечаний, рекомендаций, просьб воспитателя, грубить в ответ. В зависимости от индивидуальных особенностей играющего ребенка надо уделять этому сценарию разное количество времени: от кратковременных разногласий, которые быстро улаживаются воспитателем, до подробного проигрывания различных ситуаций.

Возвращение родителей

Завершает игру всегда приход «родителей» за своими «малышами». Этот сюжет должен выработать в ребенке уверенность, что его обязательно заберут. Подготовить ребенка к преодолению болезненной ситуации, связанной с тем, что детей забирают не всех сразу, и не страшно, если чья-то мама придет раньше, чем его.

Диалог между «мамой» и «малышом», а также доброжелательные замечания «воспитателя» должны подвести итог этого интересного дня, тем самым выразив уверенность, что следующий день в саду будет также очень интересным.

У воспитателя в игре должна быть в основном правилоустанавливающая и подытоживающая все элементы сюжетов роль. Например, «воспитатель» все время хвалит детей за совместную игру:

– Какие вы молодцы, вам весело играть вместе! – моделируя тем самым дальнейшее поведение ребенка.

Остальные сюжеты: занятия, гигиенические мероприятия и еда, сон, прогулка – разыгрываются подобным образом, с разной степенью детализации с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

В зависимости от того, как давно с ребенком проводится данная методика, насколько она развернута, сколько времени ребенок вообще может посвятить непрерывной игре, выбирается и проигрывается набор сюжетов из «дня зверушек в детском саду». Возможность реализации формирующей задачи позволяет возвращаться к данной игре при возникновении у ребенка каких-либо проблем при посещении ДОУ. Индивидуальность процесса адаптации в каждом конкретном случае ставит проблему индивидуального подбора сюжетов для проигрывания. Однако широкие возможности данной игры позволяют подобрать необходимые ситуации для ознакомления, диагностики и формирования необходимых навыков и умений для благополучной адаптации.

Реализация этой методики показала, что она хорошо принимается детьми и дает положительные результаты по адаптации к детскому саду. Одним из главных результатов этой игры, который наблюдался у детей, было принятие ими необходимости ухода мамы. Другими словами, для ребенка этот факт становился правилом, условием пребывания в детском саду, он приобрел за время игры привлекательность и вызывал интерес. К тому же дети ориентировались в режимных моментах и были готовы к тому, что в саду их будут кормить, умывать, укладывать спать. Непосредственно перед поступлением в сад дети, которые после данной игры ждали этого момента как торжественного события, проговаривали, чем они будут заниматься в саду, что их там ждет, и с удовольствием после посещения рассказывали о событиях, в которых принимали участие.

Длительность игры в «Детский сад» не ограничена и зависит от ребенка. Приступить к игре желательно не менее чем за месяц до предполагаемого поступления в сад.

Реализация данной методики проходила в течение двух месяцев. Практически каждый день с детьми играли в «детский сад». Следует отметить, что помимо привлечения детей к игре взрослыми малыши затем продолжали самостоятельно в нее играть. На начальных этапах игры в самостоятельном проигрывании дети обязательно включали сюжеты прихода в сад и ухода. Тщательно проигрывали все режимно-бытовые моменты, повторяли и развивали продемонстрированные им конфликтные ситуации и тщательно их разрешали. При наблюдении за самостоятельно играющими детьми появляется возможность оценить, как они приняли и поняли всю предложенную им ситуацию, что больше запомнилось и понравилось, информативным может быть и факт «забывания» каких-то сюжетов, особенно если это происходит систематически. Это дает возможность продиагностировать наиболее значимые в эмоциональном плане для ребенка моменты пребывания в детском саду.

У ребенка к концу дошкольного возраста возникает потребность выполнять социально значимую деятельность, и эта потребность складывается во внутреннюю позицию школьника. В идеале в процессе подготовки ребенка посредством данной методики у него должно формироваться ощущение значимости и необходимости поступления в детский сад для взросления и развития. Это подкрепляется вызванным интересом к детскому учреждению, а следовательно, стремлением ребенка оказаться в нем, что окажет положительное влияние на процесс адаптации при поступлении в ДОУ.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М., 2004.
  2. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. М., 2006.
  3. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 1999.
  4. Инхельдер Б., Пиаже Ж. Психология ребенка. СПб., 2003.
  5. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие. М., 2006.
  6. Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. М., 2005.
  7. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2004.
  8. Райгородский Д. Я. Ребенок и семья. Самара; М., 2002.
  9. Севостьянова Е. О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. М., 2006.
  10. Скиннер Р., Дж. Клииз. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.
  11. Словарь Л. С. Выготского / Под ред. А. А. Леонтьева. М., 2007.
  12. Смирнова Е. О., Авдеева Н. Н., Галигузова Л. Н., Дробинская А. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога. М., 2004.
  13. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика