Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Эмпирическое исследование структуры родительского отношения 2025

Белогай К.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития Кемеровского государственного университета, Кемерово, Россия, belogi@mail.ru
Морозова И.С., доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей психологии и психологии развития Кемеровского государственного университета

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования, посвященного проблеме определения и обоснования структуры родительского отношения личности. Реализуется подход, ставящий в центр внимания личность родителя, ее развитие в процессе освоения родительской роли. В работе приняли участие 59 семей, имеющих детей дошкольного возраста. Для изучения структуры родительского отношения использовались опросник Т. Лири, личностный дифференциал, опросник PARI (Измерение родительских установок и реакций), модифицированная социограмма семьи, тест «Фигуры» и «Незаконченные предложения». По итогам исследования описываются основные компоненты структуры родительского отношения – потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой, эмоциональный, оценочный и поведенческий, связанные с личностными составляющими: эмоциональной, когнитивной сферой, направленностью и деятельностью личности. Рассматриваются гендерные различия в структуре описываемого феномена, показано, что центральным компонентом материнского отношения является эмоциональный компонент, центральным компонентом отцовского отношения – поведенческий.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

...Во-вторых, в исследованиях мало затрагивается проблема отцовского отношения [7; 18], вследствие чего программы подготовки к родительству оказываются малоэффективными и решают скорее вопросы экстренной помощи в кризисный момент – период беременности, не оказывая особого влияния на развитие отношений в триаде. Если мать часто рассматривается как благоприятная/неблагоприятная среда для развития ребенка, то отец – как благоприятная/неблагоприятная среда для развития беременной женщины в зависимости от того, насколько он готов оказывать ей поддержку. Личностное развитие мужчины, процесс принятия новой роли, формирование смыслов родительства и ценности ребенка в большинстве случаев остается за пределами исследований. Неудивительно в связи с этим, что социологи и психологи все чаще описывают отца как «невидимого родителя» [6].

Большинство исследователей, как отечественных, так и зарубежных, анализируют родительское отношение с точки зрения проблем обеспечения условий для развития ребенка. Отечественными психологами подчеркивается решающая роль родительского отношения в развитии ребенка [1; 3; 5; 10]. В случае, когда в центр исследования ставится проблема благополучия ребенка, за рамками анализа остаются и личность самого родителя, и его развитие в процессе освоения новой роли, переживание собственного родительства и отношение к себе как к родителю.

Ориентируясь на вышесказанное, можно сформулировать проблему и цель проведенного исследования – теоретическое обоснование и построение модели родительского отношения как части личностной сферы и выявление структурных компонентов родительского отношения личности.

Разрешение указанной проблемы в определенной степени позволит преодолеть противоречия:

  • между необходимостью разработки методов психологического воздействия на родительское отношение личности и недостаточной изученностью его структуры и условий, определяющих содержание данного отношения;
  • между анализом родительского отношения только как условия развития ребенка и возрастающим интересом к личностному развитию взрослого человека.

Организация и методы исследования. В основу исследования была положена рабочая гипотеза, состоявшая из следующих основных допущений:

  1. структура родительского отношения личности образована пятью взаимосвязанными компонентами и включает в себя потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой, эмоциональный, поведенческий и оценочный компоненты;
  2. центральным компонентом в структуре материнского отношения является эмоциональный компонент. Центральным компонентом в структуре отцовского отношения является поведенческий компонент.

Для проверки гипотезы применялись общенаучные (анализ, обобщение, моделирование феномена) и психологические (тестирование, анкетирование, наблюдение) методы. ...

Литература
  1. Барановская Т. И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3–4 и 7–8 месяцев (лонгитюдное исследование): Автореф. дис. … канд. психол. наук. Шуя, 2002.
  2. Бойко В. В. Репродуктивное поведение семьи и личности (социально-психологическое исследование рождаемости): Автореф. дис. … докт. психол. наук. Л., 1981.
  3. Брехман Г. И. Пути многоуровнего взаимодействия матери и ее неродившегося ребенка // Перинатальная психология и медицина. Ч.1. Иваново, 2001.
  4. Брутман В. И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002. № 3.
  5. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1986.
  6. Гурко Т. А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. 2000. № 10.
  7. Евсеенкова Ю. В., Дмитриева Н. В. Опыт исследования феномена отцовства в рамках групповой работы // Семейная психология и семейная терапия. 2004. №№ 4.
  8. Кон И. С. Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива). М., 1988.
  9. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.-Воронеж, 1998.
  10. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии. 1999. №№ 6.
  11. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М., 2002.
  12. Фромм Э. Искусство любви. М., 1988.
  13. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.
  14. Ainsworth M. D. S., Bowlby J. An ethological approach to personality development // Amer. Psychologist. 1991. №№ 46.
  15. Badinter E. Mother love myth a reality: motherhood in modern history. N. Y., 1981.
  16. Parke R. D., Tinsley B .R. The father’s role in infancy: Determinants of involvement in caregiving and play // The role of father in child development / Ed. by M.E. Lamb. N. Y., 1981.
  17. Pines D. Pregnancy and motherhood: Interaction between fantasy and reality // Brit. J. Med. Psychol. 1972. V. 45.
  18. Russell G., Radin N. Increased parental participation: The father’s perspective. // Fatherhood and family policy / Ed. by M. E. Lamb, A. Sagi. N.Y., 1983.
  19. Thompson E. H. Jr., Pleck J. H. The structure of male role norms // American Behavioral Scientist. 1986. №№ 29.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика