Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологические последствия недостаточной представленности эмоционально-позитивной мужской функции в семье и в образовательном пространстве 895

Калина О.Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ogkalina@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается влияние недостаточности эмоционально позитивной мужской функции в семье и школе на формирование полоролевой идентичности мальчиков. Анализируется, как выделенные ранее инвариантные аспекты значимости отцовской фигуры влияют на развитие полоролевой идентичности. Приводятся новые факты, касающиеся влияния образа отца на полоролевое развитие мальчиковподростков. Предлагаются некоторые начальные приемы психокоррекционной работы с выраженно феминными мальчиками.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Иногда, обычно случайно, на приемах в психологических центрах или у школьного психолога встречаются мальчики, которых можно было бы назвать «удобными». Они не нарушают дисциплину на уроках и переменах в школе, неплохо учатся, кажутся весьма прилежными, хотя особой инициативы не проявляют. Дома они послушны, спокойны, с ними легко и просто: на них не нужно отвлекаться из-за вовремя невыполненного поручения, по нескольку раз просить о чем-то. У них практически нет друзей, но и драться с ними никто не собирается. Другое дело – типичные «хулиганы». С ними нужно быть начеку, в школе они бегают на переменах, выкрикивают с места на уроках, могут подраться, нарушают дисциплину, учатся неровно. Однако одно дело быть удобным для взрослых, и совсем другое – насколько это удобство связано с успешным психическим развитием! Так ли полезно для мальчика быть примерным и послушным, а не драчливым и непоседливым?

Для успешного развития личности мальчика очень важно формирование такой важной составляющей психики как полоролевая идентичность, т. е. специфических психологических установок и способов межличностного поведения, присущих мужчинам или женщинам и таким образом разделяющих их [10], [14]. Важно также и глубинное ощущение своей принадлежности к одному из двух полов: мужскому либо женскому. Быть мальчиком означает для детей не просто носить мужское имя и обладать мужским телом, но и вести себя «как мальчик».

Но откуда они знают, какими должны быть мальчики? Конечно, в первую очередь, из своих наблюдений и опыта. Однако современная социальная ситуация такова, что вокруг детей очень много женщин и женского. Ю. Е. Алешина и А. С. Волович отмечают, что в нашей стране ребенок имеет относительно мало возможностей для собственно маскулинных проявлений, так как взрослые (в первую очередь, женщины) относятся к ним достаточно амбивалентно, мужские способы реакции на обиду или не предлагаются родителями, или обесцениваются ими [1].

По данным проведенного недавно исследования в настоящее время каждый третий подросток живет в семье без родного отца, каждый четвертый подросток из неполной семьи видится со своим отцом не чаще одного раза в неделю, а каждый десятый подросток вообще никогда не встречался со своим отцом. 37 % Подростков видят своего отца всего несколько раз в год и реже, чем один раз в год [5]. Складывается ситуация, когда ребенка воспитывают мама и бабушка и мальчик становится своего рода продолжателем этой женской линии, как будто оказавшимся в матрешке, которая не подразумевает необходимости существования третьего – отца. ...

Литература
  1. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4.
  2. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М., 2001.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  4. Иовчук Н. М., Северный А. А. Депрессии у детей и подростков. М., 1999.
  5. Калина О. Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков / Дисс…. канд. психол. наук. М., 2007.
  6. Калина О. Г., Холмогорова А. Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопросы психологии. 2007. № 1.
  7. Калина О. Г., Холмогорова А. Б. Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований) // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 1.
  8. Кафка Ф. Письмо к отцу [Электронный ресурс].
  9. Келли Г. Ф. Основы современной сексологии. Спб., 2004.
  10. Кернберг О. Ф. Отношения любви: норма и патология. М., 2004.
  11. Радина Н. К., Терешенкова Е. Ю. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков // Вопросы психологии. 2006. № 5.
  12. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж, 2004.
  13. Сокаридес Ч. Значение и содержание отклонений в сексуальном поведении. Вклад Психоанализа. т.1 // Энциклопедия глубинной психологии. М., 1998.
  14. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.
  15. Blos P. The young adolescent: clinical studies / N. Y.: Free press, 1970.
  16. Blundell S. Fatherless sons: psychoanalytic psychotherapy with bereaved boys / Trowell J., Etchegoyen A. (eds). The importance of fathers. Hove: BrunnerRoutledge, 2002.
  17. Colman W. Tyrannical omnipotence in the archetypal father // J. Analyt. Psychol. 2000. V. 45.
  18. Diamond M. The shaping of masculinity: revisioning boys turning away from their mothers to construct male gender identity // Int. J. Psychoanal. 2004. V. 85.
  19. DeKlyen M., Speltz M., Greenberg M. Fathering and early onset conduct problems: positive and negative parenting, father-son attachment, and the marital context // Clin. Child Family Psychology Review. 1998. V. 1. № 1.
  20. Etchegoyen A. Psychoanalytic ideas about fathers / Trowell J., Etchegoyen A. (eds). The importance of fathers. Hove: Brunner-Routledge, 2002.
  21. Lamb M., Lewis C. The development and significance of fatherchild relationships in two-parent families / Lamb M. (eds). The role of the father in child development. New Jersey: Wiley, 2004.
  22. Lamb M., Tamis-Lemonda C. The role of the father: an introduction / Lamb M. (eds). The role of the father in child development. New Jersey: Wiley, 2004.
  23. Patterson C. Gay fathers / Lamb M. (eds). The role of the father in child development. New Jersey: Wiley, 2004.
  24. Target M., Fonagy P. Fathers in modern psychoanalysis and in society: the role of the father and child development / Trowell J., Etchegoyen A. (eds). The importance of fathers. Hove: Brunner-Routledge, 2002.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика