Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Взгляд на становление личностной позиции школьника в контексте детско-родительских отношений 858

Плотникова Н.Ю., аспирант кафедры детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия
Филиппова Е.В., кандидат психологических наук, профессор и заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e.v.filippova@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается проблема становления личностной позиции школьника сквозь призму отношений между матерью и ребенком. Приводятся результаты исследования, подтверждающего, что гиперопекающая позиция матери затрудняет развитие у ребенка способности к децентрации. Децентрация в свою очередь тесным образом связана с развитием таких компонентов учебной деятельности, как самоконтроль, оценка, умение решать учебные задачи. Приведенные данные показывают, что успешность обучения ребенка в школе связана с такими характеристиками воспитательного стиля матери, как отсутствие гиперопеки и гиперконтроля, эмоциональная близость и сотрудничество с ребенком.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Известно, что в результате овладения учебной деятельностью перед ребенком должен предстать ее результат – самоизменение, «он изменившийся» [11]. Для достижения этого результата нужны средства. Этим средством и становится объективация результата собственных изменений [2]. Механизмом такой объективации является рефлексия.

Выделяют три сферы развития рефлексии в младшем школьном возрасте [3]:

  1. мышление, деятельность (осознание оснований собственных действий);
  2. коммуникация, кооперация (обеспечение дифференциации и координации действий и точек зрения);
  3. самосознание (осознание и построение границ «Я», отношение к себе как к Другому, отношение к себе через Другого, способность к самоизменению).

Осознание себя, отношение к себе как к Другому, дифференциация и координация своих действий, различных точек зрения – по сути все это обеспечивается развитием у ребенка децентрации.

Децентрация (проблема «Я – другое Я» по Д. Б. Эльконину, проблема двух человек в одном) формируется как в процессе общения со взрослым, носителем образцов общественных действий, так и в кооперации со сверстниками (Ж. Пиаже).

Построение границ «Я», осознание себя, выделение себя начинается задолго до школы, еще в младенческом возрасте, и проходит через все стадии развития ребенка. В раннем и дошкольном детстве  взрослый, ухаживающий за ребенком (чаще всего это мать) выполняет две главные функции: во-первых, удовлетворяет эмоциональные потребности ребенка (функция близкого взрослого),  во-вторых, открывает ребенку культурноисторические способы действий с предметом, смысл человеческой деятельности (функция общественного взрослого).  При переходе ребенка в школу функция общественного взрослого, носителя образцов переходит от матери к учителю, при этом «расщепляется» и носитель этой функции. Их становится двое – мать и учитель.

Условия такого разделения – условия интериоризации нового образца, интериоризации нового «общественного взрослого» – готовятся в русле отношений «ребенок-близкий взрослый» («ребенок-мать»). Именно мать создает условия для формирования Другого в себе (отражает чувства ребенка, проясняет их, контейнирует, выделяет, фрустрирует, поддерживает и т.д.), то есть создает условия для  формирования Образа себя. Чтобы это произошло, должно существовать психологическое пространство между ребенком и взрослым, способное увеличиваться с возрастом ребенка. Это пространство постоянно создает адекватная, «достаточно хорошая мать» (Д. В. Винникотт, М. Малер, Д. Стерн).

Образование пространства между матерью и ребенком затруднено либо при симбиотических отношениях (гиперопекающих или/и гиперпотакающих) между матерью и ребенком, либо при отношениях отчужденных.  Будучи излишне опекающей, мать не позволяет ребенку отделиться от нее, выделить границы своего Я, осознать свои чувства и действия, отнестись к себе как к Другому. Согласно Винникотту [1], мать, осуществляющая свои функции настолько хорошо, что заранее предугадывает потребности ребенка, тем самым затрудняет осознание ребенком себя – своих потребностей, чувств, переживаний, т.е. развитие личности ребенка.

Осознание себя, способность отнестись к себе как к Другому лежит в основе учебной деятельности – деятельности по самоизменению в процессе усвоения общественных образцов.  Таким образом, про ребенка, у которого не произошла нормальная сепарация от матери, можно сказать, что он не может перейти к усвоению новых общественных образцов, и у него будут возникать затруднения в процессе обучения в школе. ...

Литература
  1. Винникотт Д. В Теория родительско-младенческих отношений. // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005, № 2.
  2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 2004.
  3. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. // Вопросы психологии. 1999, № 3.
  4. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М., 1999.
  5. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2006.
  6. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988.
  7. Плотникова Н. Ю. Проблема становления личностной позиции школьника в контексте детско-родительских отношений. //  Молодые ученые – московскому образованию. Материалы VII городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. – М.: МГППУ, 2008.
  8. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
  9. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. // Вопросы психологии. 1990. № 3.
  10. Филиппова Е. В. Формирование логических операций у шестилетних детей. // Вопросы психологии. 1986, № 2.
  11. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  12. Selman R. L. Social-Cognitive Understanding. // Moral Development and behavior. 1976.
Статьи по теме

Социальная психология  |  Бочавер А.А., Хломов К.Д., Корнеев А.А., Жилинская А.В.

Как подростки слышат советы родителей о будущем?

CrossRef doi:10.17759/sps.2019100212

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика