Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Субъективные критерии правильности/неправильности личностно значимого выбора 1480

Филоник М.С., научный сотрудник, Федеральный институт развития образования, Москва, Россия, fpc_grant@mail.ru

Аннотация

В статье представлены материалы исследования, посвященного выявлению и описанию субъективных критериев правильности / неправильности личностно значимого выбора. С помощью метода полуструктурированного интервью проверяется гипотеза, что эти критерии будут отражать состояние субъекта выбора, и феноменология этого состояния будет совпадать с феноменологией осмысленности / бессмысленности жизни. В результате качественного анализа полученных в ходе интервью данных были выделены категории, описывающие субъективные критерии правильности / неправильности личностно значимого выбора.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Проблема «правильного», «хорошего» выбора обсуждается по-разному в рамках психологии принятия решения и в экзистенциально-гуманистической традиции исследования личности. Опору на рациональное в принятии решения, основанного на последовательном «взвешивании» альтернатив, отстаивают, например, Ю. Козелецкий (1979); Д. Канеман, А. Тверски (2003); Е. А. Савина, Х. Т. Ванг (2003) и др. Хотя некоторые из этих авторов признают, что не всегда люди следуют принципам рационального выбора и что нет достаточных оснований говорить о существовании всеобщих рациональных механизмов принятия решений. Выбор как интеллектуально опосредованный процесс рассматривается в рамках теории «ограниченной рациональности» Г. Саймона (1993). Разумность, соответствие мыслительному плану становятся принципиальными в этом подходе. Интеллектуальные компоненты принятия решения оказываются в фокусе внимания исследований Д. Дернера (1997), О. К. Тихомирова (1976, 1990), Т. В. Корниловой (1990, 2003).

Иная точка зрения присуща представителям гуманистической традиции. Ряд исследователей выделяют «хорошие» и «плохие» формы выбора по критерию осмысленности (Василюк Ф. Е., 1997; Маслоу А., 1999; Maddi, 1998; Леонтьев Д. А., 2005 и др.). Говоря о качестве выбора, Ф. Е. Василюк пишет, «что выбор будет тем хуже, чем менее ясно сквозь пестроту поверхностных связей субъект смог рассмотреть различие противостоящих смыслов и чем больше сам выбор основывается на ситуативных удобствах или ограничениях» (Ф. Е. Василюк, 1997, с. 289). По мнению А. Маслоу, Э. Фромма, В. Франкла, А. Лэнгле, «хороший» выбор позволяет человеку жить полной, своей собственной жизнью.

Для А. Г. Асмолова, Б. С. Братуся, А. Маслоу в основе «хорошего» выбора должны лежать личностные ценности. В ситуации личностного выбора человек выбирает се
бя – таково убеждение ряда философов – С. Кьеркегора, Ж.-П. Сартра, Э. Фромма. К этой идее приходят и психологические исследования В. А. Петровского, Ф. Е. Василюка. В данной работе мы опираемся именно на экзистенциально-гуманистическую традицию понимания выбора.

Говоря о «правильности» выбора, многие авторы обсуждают процесс, механизмы, основания выбора, но практически ничего не говорят о признаках, критериях, по которым сам субъект понимает, что он совершил правильный для себя выбор. С позиции представителей когнитивной традиции можно сказать, что такими признаками будут внешние, объективные результаты выбора, как, например, высокая зарплата при правильном выборе работы, хороший уровень образования при выборе вуза или благополучная семья при выборе супруга.

Логичным представляется также, что язык описания этих критериев будет вполне рациональным, а сами критерии будут во многом говорить об интеллектуальной взвешенности процессов выбора и оценки его правильности. Эти предположения верны, если мы, говоря о выборе, подразумеваем, что, выбирая, человек выбирает нечто, вне его самого лежащее (будь то не только какая-либо вещь, но и, например, работа или супруг). Можно сказать, в таком случае человек реализует способ бытия, описанный Э. Фроммом в работе «Иметь или быть» (2008), как модус обладания. Мы полагаем, что, совершая личностно значимый выбор, человек выбирает не столько цели и средства, не то, как ему поступить сейчас, он выбирает себя будущего, строит посредством выбора образ своей жизни.

«Человек выбирает не один из двух предметов или мотивов. Он выбирает себя... Парадоксально выражаясь, не столько личность делает выбор, сколько выбор делает личность, формирует ее», – пишет Ф. Е. Василюк (1997, с. 298). ...

Литература
  1. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической
    психологии. М.: Смысл, 2002.
  2. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.:
    Смысл, 2001.
  3. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
  4. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование. М.:
    Знание, 1985.
  5. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003.
  6. Василюк Ф. Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский
    психотерапевтический журнал. 1992. № 1.
  7. Василюк Ф. Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.
  8. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  9. Дернер Д. Логика неудач. М.: Смысл, 1997.
  10. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. 2003. Т. 42. № 4.
  11. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003.
  12. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979.
  13. Комлев А. А. Психологические факторы значимого жизненного выбора: Дис. ... канд.
    психол. наук. Тамбов, 2003.
  14. Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений: Учебное пособие для вузов.
    М.: Аспект Пресс, 2003.
  15. Корнилова Т. В., Тихомиров O. K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с
    компьютером. М.: Издво МГУ, 1990.
  16. Кравченко Л. С. Жизненный выбор личности (психологический анализ): Дисс. ...
    канд. псих. наук. М., 1987.
  17. Ларичев О. И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука,1979.
  18. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
  19. Леонтьев Д. А. К психологии поступка [Электронный ресурс].
  20. Леонтьев Д. А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла
    в науках о человеке (к 100летию Виктора Франкла): материалы международной конференции / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2005.
  21. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 2003.
  22. Леонтьев Д. А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и
    возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1.
  23. Мандрикова Е. Ю. Виды личностного выбора и их индивидуальнопсихологические предпосылки: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2006.
  24. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.
  25. Пузырей А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М.: Издво МГУ, 1986.
  26. Пузырей А. А. Психология. Психотехника. Психагогика. М.: Смысл, 2005.
  27. Савина Е. А., Ванг Х. Т. Выбор и принятие решения: риск и социальный контекст // Психологический журнал. 2003. № 5.
  28. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. № 3.
  29. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию:
    Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Добросвет, 1998.
  30. Солнцева Г. Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. М.: Изд-во МГУ, 1985.
  31. Страусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования: обоснованная теория,
    процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  32. Тихомиров O. K. Принятие решений как психологическая проблема // Проблемы
    принятия решения. М.: Наука, 1976.
  33. Филоник М. С. Психотехническое исследование процесса личностно значимого выбора // Молодые ученые – московскому образованию. Материалы VII городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М.: МГППУ, 2008.
  34. Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ. М., 2008.
  35. Чеснокова И. И. Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.
  36. Kahneman D., Tversky A. On the study of statistical intuitions // Cognition, 1982. V. 11.
  37. Maddi S. R. Creating Meaning Through Making Decisions / In Wong P.T.P. & Fry P. S. (Eds.) The Human Quest For Meaning: A Handbook of Psychological Research and Clinical Applications. Mahwah, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 1998.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика