Адаптационный период ребенка-первоклассника

1298

Аннотация

Работа посвящена изучению особенностей переживания адаптационного периода ребенком-первоклассником. На основании теоретического анализа проблемы перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту поставлена проблема описания внутренних эмоциональных переживаний ребенка в первые недели и месяцы пребывания в школе. Для экспериментального исследования этой проблемы разработана оригинальная проективная методика, основанная на сравнении рисунков детей по смежным темам. Применение этой методики позволило выявить особенности эмоционального отношения к школе как общевозрастного фактора. В результате сбора эмпирических данных и их анализа удалось выявить характерные особенности эмоционального отношения к школе и описать специфику адаптационного периода первоклассников. Исследование остро ставит проблему эмоционального благополучия детей в школе и может стать стартовой точкой широкого спектра работ в области изучения особенностей эмоционального состояния детей-школьников.

Общая информация

Ключевые слова: адаптация, переживание, школьник, школьная адаптация, проективные рисуночные тесты, принцип парности

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Косенкова Ю.В. Адаптационный период ребенка-первоклассника // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 5. С. 57–65.

Фрагмент статьи

... Проблема адаптации первоклассников интересует не только педагогов и психологов, но и физиологов. Несмотря на существование различных подходов, теорий в описании данного феномена, практическая сторона вопроса изучена недостаточно.

Таким образом, возникает необходимость определить продолжительность адаптационного периода, выделить критерии адаптации, найти методы, позволяющие исследовать особенности протекания начального периода обучения ребенка в школе. Приход ребенка в школу – объективно трудный для него период. Он связан с новой социальной ситуацией развития, с появлением новой социальной роли, с новыми требованиями, обязанностями. Этот период и субъективно сложный, поскольку, с одной стороны, он приходится на момент протекания критического возраста, с другой, связан с новыми требованиями и освоением новых моделей поведения, характерных для школы.

Нас интересовало: что испытывает сам ребенок в первые месяцы школьного обучения? Возникает необходимость экспериментально изучить и выявить особенности переживания ребенка-первоклассника. Для всех детей этот период характеризуется эмоциональной насыщенностью переживаний, которая может служить индикатором продолжительности адаптационного периода. Эмоциональное состояние ребенка может резко меняться в широком диапазоне: от насыщенного позитивными переживаниями до негативного. Оно может быть выявлено и описано проективными методами.

Проверка выдвинутой гипотезы требует адекватных средств исследования особенностей переживаний ребенка-первоклассника, сбора экспериментального материала, описания эмоциональных состояний и выявления динамики переживаний детей.

Для реализации поставленных задач были использованы проективные методы, в частности, рисуночные пробы для получения экспериментального материала о переживаниях ребенка мы использовали рисуночные методы. Рисуночная деятельность детей не раз привлекала внимание исследователей, которые рассматривали ее как возможный метод изучения внутреннего состояния ребенка, его способности отражать картину мира и переживания. При этом обращается внимание, что рисунки имеют яркие индивидуальные различия. Анализ рисунков расширяет диагностические возможности, способствует более глубокому пониманию душевного состояния ребенка, его видения мира и социальной ориентации [11].

Одной из функций рисунка является функция опосредствования субъективных эмоциональных переживаний, которые не могут быть выражены спонтанно и адекватно. Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т. е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т. п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый. ...

Литература

  1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М., 2000.
  2. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
  3. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. М., 2004.
  4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии // Психология. М., 2000.
  5. Зеленова М. Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их с учителем // Психологическая наука и образование. 2000. № 1.
  6. Каган В. Школьная готовность // Семья и школа. 1989. № 7.
  7. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск, 1999.
  8. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М., 1999.
  9. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. М., 1988.
  10. Павлова Л. А. В семье растет будущий школьник // Дошкольное воспитание. 1984. № 1.
  11. Поливанова К. Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. М., 2003.
  12. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. СПб., 2002.
  13. Сапогова Е. Е. Своеобразие переходного периода у детей 6–7-летнего возраста // Вопросы психологии. 1986. № 4.
  14. Святогорова М. В., Вачков И. В. Динамика мотивации учения и адаптация к школе в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2000. № 3.
  15. Смирнова Е. О., Собкин В. С., Асадулина О. Э., Новаковская А. А. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков // Вопросы психологии. 1999. № 6.
  16. Собкин В. С., Марич Е. М. Социология семейного воспитания (дошкольный возраст). М., 2002.
  17. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. М., 1989.
  18. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. М., 2003.

Информация об авторах

Косенкова Ю.В., аспирант кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, Московский городской психолого-педагогический университет, педагог-психолог, средней общеобразовательной школы № 525, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3706
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1298
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3