Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8206Ключевые слова 20121 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Общепсихологический анализ структуры терапевтической ситуации 728

Мишина Е.В., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, elena_mishina@inbox.ru

Аннотация

В статье приводится теоретический анализ ситуации психотерапии с помощью общепсихологических категорий. Выявляется стержневая категория анализа – категория совместной деятельности. Рассматривается специфика применения этой категории для описания существенных компонентов ситуации психотерапии.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Цель данной работы состоит в том, чтобы осуществить выбор общепсихологических категорий, релевантных психотерапевтическому процессу, и адекватно описывающих психотерапевтическую ситуацию.

Перед тем как из всего многообразия общепсихологических категорий выбрать наиболее подходящие для поставленной цели, необходимо прояснить, какие именно существенные элементы психотерапевтической ситуации должны быть описаны.
Все элементы ситуации психотерапии условно можно отнести к двум планам – структурному и процессуальному. В структурном плане искомые категории должны точно отражать природу и специфику отношений, которые складываются между психотерапевтом и клиентом, в том числе с точки зрения ролевых позиций участников процесса, способа их проявления. Категориям общей психологии, способным описать процессуальный план ситуации психотерапии, нужно охватить такие элементы, как построение отношений консультирования, содержательные аспекты работы в психотерапевтической ситуации, а также цели и результаты, стадии и фазы психотерапевтического процесса и т. д. Таким образом, от общей психологии на искомую методологическую позицию требуется выдвинуть те категории, которые могут наиболее емко выразить всю совокупность элементов ситуации психотерапии в ее статике и динамике.

На первый взгляд, наиболее очевидным кандидатом на роль ключевой общепсихологической категории для анализа психотерапевтической ситуации является категория общения. В самом деле, общению в психологическом консультировании и психотерапии отведена важнейшая, решающая роль [2; 13]. Не случайно определение, которое дала психоанализу первая пациентка З. Фрейда, звучит как talking cure – лечение разговором [16. С. 395].

Именно через понятие общения часто описывают динамические, процессуальные аспекты терапевтической ситуации. Вместе с тем, с помощью одного лишь понятия общения невозможно описать всю полноту структурных составляющих психотерапии.
Чтобы восполнить этот дефицит, помимо категории общения возможно и необходимо использовать категорию отношений.

В психологическом консультировании и психотерапии понятие отношений плотно смыкается, иногда даже сливается с понятием общения между психотерапевтом и клиентом. В самой психотерапии терапевтические отношения обычно описываются в таких терминах, как позиции, роли участников терапевтического процесса, перенос, контрперенос, интроекция и т. д. При этом различают мешающие, дисфункциональные, и рабочие, обеспечивающие процесс психотерапии отношения. Представители различных направлений в психологическом консультировании по-разному определяют рабочие отношения, возникающие между психологом-консультантом и клиентом. Так, в когнитивно-бихевиоральной психотерапии эти отношения получают название отношений «эмпирического сотрудничества» [14. С. 251]. Психоаналитики описывают рабочие отношения как «рациональные взаимоотношения между пациентом и аналитиком, делающие возможным для пациента целеустремленную работу в анализе» [13. С. 54]. Для гуманистической традиции рабочие отношения – это прежде всего «ситуация оказания помощи, обеспечивающая клиенту возможность при поддержке консультанта выработать собственное решение его проблемы» [1. С. 41]. Во всех этих определениях отношения рассматриваются как обязательное условие успешной терапевтической работы. ...

Литература
  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980.
  2. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Психологическое консультирование и психотерапия / Под ред. А. Б. Орлова. Вопросы психологии. 2004.
  3. Василюк Ф. Е. Культурно-антропологические условия возможности психотерапевтического опыта // Культурно-историческая психология. 2007. № 1.
  4. Василюк Ф. Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система // Московская
    психологическая школа: История и современность: В 4 т. Т. 4 / Под ред. В. В. Рубцова. М.: МППГУ, 2007.
  5. Василюк Ф. Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система. Дис. … докт.
    психол. наук. М., 2007.
  6. Василюк Ф. Е. Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы // Гуманитарные исследования в психотерапии / По. Общ. ред. Ф. Е. Василюка. М.: ПИ РАО; МГППУ, 2007.
  7. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.
  8. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 2007.
  9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975.
  10. Мишина Е. В. Роль запроса в формировании рабочего альянса в психологическом
    консультировании // Молодые ученые – московскому образованию: материалы VI городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образований городского подчинения. М.:МГППУ, 2007.
  11. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО
    «МОДЭК», 2004.
  12. Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: ЭКСМОПресс, 2000.
  13. Соколова Е. Т. Психотерапия. Теория и практика. М.: Академия, 2002.
  14. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия // Ос
    новные направления современной психотерапии / Под ред. А. М. Боковиковой. М.: Когито-Центр, 2000.
  15. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969.
  16. Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика