Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Сравнение выраженности характеристик социальной активности студентов в условиях педагогического колледжа 919

Шакирова Э.Ф., заместитель руководителя Социально-педагогического колледжа по научно-методической работе, Россия

Аннотация

Рассматривается проблема формирования социальной активности современной студенческой молодежи в системе среднего профессионального образования. Представлены основные результаты проведенного автором сравнительного исследования выраженности характеристик социальной активности у студентов педагогических колледжей Москвы (101 человек). Подтверждается предположение об относительно одинаковой представленности составляющих социальной активности в разных группах. Даются рекомендации для организации дальнейшей деятельности по формированию социальной активности студентов в условиях колледжа.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Социальная активность личности в нашем исследовании рассматривается как интегративное общественное качество личности, проявляющееся в инициативной социальной деятельности, обусловленной внутренней (психической) и внешней (практической) активностью личности, а также в преобразовании себя и окружающей действительности в соответствии с социально одобряемыми нормами. Развитие и формирование этого качества происходит в многообразной общественно значимой деятельности, в результате которой обеспечивается глубокое и полное саморазвитие личности.

Современные исследования позволяют рассмотреть проблему формирования социальной активности личности через соотнесение ее с процессом социализации. Так, А. В. Мудрик раскрывает сущность социализации через сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества [7]. Оба процесса можно проследить и при формировании социальной активности личности. С. И. Карпенко [4] акцентирует внимание на следующих фазах процесса социализации – адаптации и интериоризации. Представленные фазы социализации можно проследить и при формировании социальной активности личности:

  • фаза адаптации наблюдается в процессе познания социальной действительности;
  • фаза интериоризации прослеживается в процессе «сущностного, глубинного включения индивида» в социальную жизнедеятельность;
  • фаза обособления (автономизация) характеризует становление индивидуальности (потребность иметь собственные взгляды, привязанности, потребность в самореализации и др.).

При этом последняя фаза позволяет раскрыть оценочно-эмоциональное отношение к социальной действительности, а также увидеть проявление социальной активности в поведении личности.

Анализ научной литературы [1–3], [5] и др. позволил определить основные составляющие социальной активности студентов среднего профессионального образования. К ним мы отнесли:

  • индивидуально-значимые ценности учащихся педагогического колледжа;
  • гуманистические, деловые и гражданские качества, составляющие основу социальной активности студента;
  • оценочно-эмоциональное отношение к явлениям социальной действительности, отдельным действиям и поступкам;
  • отношение к общественно-значимой деятельности.

Объектом исследования выступила учащаяся молодежь системы среднего профессионального образования (педагогические колледжи) Москвы.

Предмет исследования – социальная активность современной студенческой молодежи.

Целью исследования стало сравнение выраженности характеристик социальной активности студентов среднего профессионального образования в разных группах.

Гипотезой нашего исследования стало предположение, что основные составляющие социальной активности студентов-педагогов, обучающихся в различных учреждениях среднего профессионального образования, представлены примерно одинаково. Это определило необходимость решения следующих задач: ...

Литература
  1. Ануфриев Е. А. Социальная активность личности. М., 1969.
  2. Бехтерев В. Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: Учебное пособие. Красноярск, 1996.
  3. Иванова Г. П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях: Монография. М.: Социум, 2001.
  4. Карпенко С. И. Ученическое самоуправление как средство формирования социальной
    активности школьников: Автореф. дис. …канд. пед. наук. Ставрополь, 2005.
  5. Мальковская Т. Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.
  6. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. М.: Прометей, 1990.
  7. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2003.
  8. Общественная активность молодежи / Сост. В. Г. Мордкович. М.: Молодая гвардия, 1970.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика