Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8020Ключевые слова 19596 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Динамика профессиональных норм студентов-психологов в процессе обучения в педагогическом вузе 664

Сурилова И.У., кандидат психологических наук, заведующая сектором комплексного развития научно-периодических изданий МГППУ, Москва, Россия

Аннотация

В статье излагаются результаты экспериментального исследования динамики развития профессиональных норм в процессе обучения студентовпсихологов педагогического вуза. Диагностика проводилась с помощью анкеты «Профессиональные нормы», опросника «Нормы», а также методики «Кто я?» в модификации М. Куна, Т. Макпартлэнд (Kuhn, McPartland). Статистически установлено, что к старшим курсам увеличивается роль профессиональных норм в организации поведения студентов. Образ профессии на протяжении всех лет обучения динамично развивается, возрастает уровень профессиональной направленности и осознанности деятельности учащихся.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Несмотря на целый ряд научных и практических исследований, до сих пор нет выработанного единого взгляда на проблемы принятия профессиональных норм в силу многоаспектности феномена. Существует множество определений понятия профессиональной нормы, особенностей профессиональных норм психологов как отдельной профессиональной группы. Норма может одновременно рассматриваться как ролевое предписание или как средство социального контроля со стороны общности людей. М. Бобнева [1] включает нормы в средства и способы специальной регуляции поведения: ролевые ожидания, обряды, обычаи. Т. А. Ядов [8] утверждает, что нормы регистрируются в должностных предписаниях и принимают вид неписаных правил повседневной деятельности.

С точки зрения структурно-диалектических позиций, мы понимаем норму как некоторое социально предписываемое поведение в конкретной ситуации (Н. Е. Веракса). Структура нормы включает внешние признаки, позволяющие различать ситуацию и правила. Процесс усвоения профессиональной нормы обеспечивает ее включение в систему личностных смыслов (за счет чего преодолевается отчужденность от нормы), а также влечет за собой соотнесение усваиваемой нормы с уже имеющейся нормативной структурой личности. Очевидно, что такое соотнесение требует активизации рефлексивной позиции индивида, а значит, способствует формированию осознанного отношения к норме.

Нами было проведено исследование динамики становления профессиональных норм студентов-психологов в процессе обучения. Методологическая основа исследования представлена структурно-диалектическим методом анализа нормативной ситуации Вераксы Н. Е. [3] и положением культурно-исторической теории Л. С. Выготского [4] об опосредованном характере развития, общенаучными принципами деятельностного опосредствования социального взаимодействия А. В. Петровского [5] и основными принципами теории деятельности.

Мы исходили из предположения о том, что к старшим курсам увеличивается роль профессиональных норм в организации поведения студентов. Образ профессии, который формируется во время обучения в вузе, его динамика будут зависеть о того, в какой мере организация образовательного процесса ориентирует студента на усвоение системы профессиональных норм.

На данном этапе экспериментального исследования была поставлена задача изучить динамику развития профессиональных норм в процессе обучения у студентов психолого-педагогического вуза. С этой целью студенты были обследованы по следующим методикам:

  • анкета «Нормы»;
  • опросник профессиональных норм;
  • методика «Кто я?» в модификации М. Куна, Т. Макпартлэнд (Kuhn, McPartland).

...

Литература

Бобнева М. И. Социальные нормы как объект психологического исследования. Методологические проблемы социальной психологии // Под ред. Е. В. Шороховой. М., Наука, 1975.

Веракса Н. Е. Понятия нормативной ситуации в психологии личности (структурно-диалектический подход) // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. № 1.

Веракса Н. Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Вопросы психологии. 2000. № 5.

Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982.

Петровский А. В. Возникновение и сущность стратометрического подхода к психологии коллектива // Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского М., 1979.

Поддубная Т. К. Динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов-психологов в процессе обучения: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.07: Белгород, 1998.

Терешкина А. О. Морально-оценочные отношения современной молодежи // Материалы Всероссийского съезда психологов. СПб., 2003.

Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995.

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика