Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7021Ключевые слова 16928 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Этнонациональные установки московских старшеклассников в условиях совместного обучения с мигрантами 652

Хухлаев О.Е., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, huhlaev@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты исследования влияния обучения в школах–образовательных центрах по культурно-языковой адаптации детей-мигрантов («школах русского языка») на этнонациональные установки московского подростка. Установлено, что совместное обучение с мигрантами (в условиях открытого в образовательном учреждении специального подразделения – «школы русского языка») влияет на этнонациональные установки старшеклассников.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социально-психологический анализ факторов возникновения и условий предотвращения национализма в молодежной среде» 07-06-00243а.

В современной психологии адаптация уже достаточно давно рассматривается как двухсторонний процесс. Вне зависимости от различий статуса «адаптируемого» и «адаптирующего» изменения происходят с обеих сторон.

Если же говорить о психологии миграции, то особый интерес вызывает вопрос – что же происходит с «принимающей» стороной в процессе аккультурации. Подобные исследования проводятся за рубежом [8], но они все еще достаточно немногочисленны. Наше исследование направлено на установление характера влияния, оказываемого на московского подростка обучением в школах, где действует специальный образовательный центр по культурно-языковой адаптации детей-мигрантов («школа русского языка»). Создание таких центров было призвано обеспечить интеграцию детей  зарубежных мигрантов в московскую образовательную среду.

В чем причина выбора такой школы?

В принципе, любую среднестатистическую московскую школу можно сейчас назвать мультикультурной. Практически в каждом классе учатся мигранты. Но в «обычной» школе они не выделены в специальные группы и, соответственно, не являются активным отдельным звеном внутришкольного коммуникативного пространства. В «школе русского языка», по причине организационной специфики, невозможно избежать позиционирования «особой» группы детей, чаще всего маркированной как «мигранты». Поэтому предполагалось, что наличие в картине мира ученика школы этого типа, принадлежащего к такой группе (наличие достаточно значимое, так как связано со школой), будет каким-то образом влиять на установки, связанные с национальностью.

Методика

В исследовании используется термин «этнонациональные установки», определяемый нами как аттитюды, объектом которых является феномен «национальности», являющийся в современном российском публичном дискурсе синонимом этничности [7].  Именно в этом контексте мы и будем применять данный термин, понимая, что, с точки зрения современной (в первую очередь, зарубежной) науки, он определяется скорее как этническая принадлежность.

Совместно с И. М. Кузнецовым и Н. В. Ткаченко нами была разработана методика «Шкала этнонациональных установок», которая позволила изучить их в отношении четырех объектов: а) национальности как  абстрактной категории, б) как свойства носителя установки («моя» национальность),  в) ее же, воплощенной в межличностном пространстве («люди моей национальности») и г) национальности, «объективированной» в людях «иной» национальности (подробнее см.: [6]).

На основании анализа высказываний участников фокус-групповых исследований нами было выделено более 80 утверждений, демонстрирующих различные установки по отношению к одному из четырех представленных объектов. С помощью факторного анализа эти утверждения были сведены в краткий опросник, состоящий из 24 утверждений, названный нами «шкала этнонациональных установок».

Данный опросник был проведен в 2007 г. на 150 респондентах в возрасте 15–18 лет, проживающих в Москве, а также на юге России (г. Армавир Краснодарского края). По результатам факторного анализа полученных материалов мы выделили четыре формы этнонациональных установок. ...

Литература
  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994.
  2. Коротеева В. В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М.,1999.
  3. Кузнецов И. М. Перспективы применения результатов научных исследований в практике социального управления миграционными процессами // II Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России»: Тезисы докладов. М., 2006.
  4. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2007.
  5. Нужны ли иммигранты российскому обществу? / Под ред. В. И. Мукомеля и Э. А. Паина. М., 2006.
  6. Хухлаев О. Е. Национализм в социальнопсихологическом дискурсе // Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Сб. статей междунар. научно-практ. конф. 23–25 мая 2008 г.: В 2 т. Т. 1 / Под. ред. Р. Д. Санжаевой. Хабаровск, 2008.
  7. Хухлаев О. Е., Кузнецов И. М. Национализм как социально-психологический феномен: к постановке вопроса // Акмеология. 2008. № 3, 4 (в печати). 
  8. Maisonneuve C., Testeґ B. Acculturation preferences of a host community: The effects of immigrant acculturation strategies on evaluations and impression formation // International Journal of Intercultural Relations. 31 (2007). 669–688.
  9. Pettigrew T. F. Future directions for intergroup contact theory and research // International Journal of Intercultural Relations. 32 (2008). 187–199.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика