Психологическая наука и образование
2009. Том 14. № 2. С. 104–111
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Использование психологических знаний в практике расследования групповых преступлений несовершеннолетних
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: сотрудники, преступность, подростковый возраст, практический психолог, психологическое сопровождение, психологическое обследование, специальные навыки
Рубрика издания: Юридическая психология
Для цитаты: Костина Л.Н. Использование психологических знаний в практике расследования групповых преступлений несовершеннолетних // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 2. С. 104–111.
Фрагмент статьи
Идеи об использовании специальных психологических знаний следователями, о необходимости и возможности учета ими закономерностей проявления человеческой психики подозреваемых (обвиняемых) в практике расследования преступлений для повышения эффективности следственных действий не являются новыми.
Еще в XIX столетии в трудах выдающихся ученых В. М. Бехтерева, Л. Е. Владимирова, М. Н. Гернета, Г. Гросса, Д. А. Дриля, А. Ф. Кони, В. Д. Спасовича, А. У. Фрезе и других были систематизированы представления о путях использования психологических знаний в судебной деятельности. В их работах была заложена мысль о том, что юридическая (судебная) психология востребуется судебной практикой, так как способна психологическими средствами обеспечить ее потребности. Прогрессивные юристы того времени высказывали мнение в защиту детей и подростков, критикуя законодателя за отсутствие учета возраста несовершеннолетнего обвиняемого в уголовном судопроизводстве.
Они отмечали, что необходимо учитывать не только возраст несовершеннолетних обвиняемых, но и соответствие нравственного и умственного развития установленным для этого этапа нормам. Специфика расследования преступлений несовершеннолетних была впервые учтена в Уставе уголовного судопроизводства Российской империи от 2 июня 1897 года, в котором был предусмотрен отдельный раздел, посвященный особенностям предварительного следствия по делам несовершеннолетних. Следователь, основываясь на соответствующих психологических познаниях и информации, получаемой от родителей, обвиняемых и иных лиц, должен был выявить умственное, нравственное развитие и свойства воли несовершеннолетнего обвиняемого. В случае душевных расстройств несовершеннолетнего приглашались «сведущие люди» – «врачи, воспитатели, учителя и другие лица, занимающиеся воспитанием юношества» [1].
Литература
- Случевский В. Учебник русского уголовного процесса (судоустройство-судопроизводство). - СПб., 1910. С. 304.
- Гольдман А.М. Основания и формы применения специальных познаний в советском уголовном законодательстве // Вопросы экспертизы в работе защитника. - Л., 1970. С. 27-44.
- Приказ МВД России № 770 от 26 сентября 2006 года «Об утверждении положения об основах организации психологического обеспечении работы с личным составом органов внутренних дел».
- Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Введение в специальность и обучение практического психолога органов внутренних дел. – М., 1995. С. 4-5.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2480
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 658
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 7