Психологическая наука и образование 2009. № 2. С. 14–22
ISSN:
1814-2052 / 2311-7273 (online)
Риски взросления в самосознании молодых людей пятнадцати и двадцати лет 836
Медведев А.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Волгоградского государственного педагогического университета, Волгоград, Россия, al.medvedeff2009@yandex.ru Судьина И.С., старший преподаватель кафедра педагогики и психологии начального образования Волгоградского государственного педагогического университета, Россия, sudina@social.volganet.ru
Предмет исследования – переживания возможных рисков взросления в самосознании молодых людей в подростничестве и юности. В основе исследования представления о кризисе и возрастной задаче в их связи с изменениями самосознания. Исследование выполнено в опоре на традицию культурно-исторической психологии и основывается на работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и Л.И. Божович. В качестве дополнительных привлечены представления, об интеграции идентичности в подростковом и юношеском возрасте, относящиеся к традиции эго-психологии – подходу, предложенному Э. Эриксоном. Кроме этого, в контекст обсуждения предмета включены размышления отечественного философа А.С. Арсеньева, а также отечественного психиатра А.Е Личко и польского психотерапевта К. Обуховского о возможных рисках взросления в современных условиях. Собственное предположение авторов состоит в том, что переход от инфантильного к зрелому самосознанию опосредствуется рефлексивной фазой и поиском смысла существования. В исследовании использована техника эпистолярной метафоры. Обнаружена феноменология переживаний рискованности перехода.
Следует заметить, что «рефлексивная пауза» и «собирание себя» вовсе не
являются нормой в статистическом понимании, более того, эти «задержки развития»
могут вовсе отсутствовать в большинстве биографий. Об этом говорят исследования
К. Обуховского, опирающиеся на биографический анализ: человек может войти во
взрослую жизнь с набором частичных идентификаций (или с одной-единственной
ролевой идентификацией), не рефлектируя при этом их ограниченность [9, с. 273].
На это обстоятельство указывают также В. И. Слободчиков и Г. А. Цукерман: «…
Даже в рамках европейской (христианской) культуры саморазвитие, восходящее к
преодолению границ собственной единично-уникальной самости, не единственно
возможный и даже не самый распространенный вектор развития личности» [13, с.
42].
Можно предположить, что риски рассматриваемого возрастного перехода могут
быть представлены следующими вариантами:
продолжение линии частичных идентификаций и построение жизни по форме «всё
как у людей», минуя «рефлексивную паузу»;
«застревание» на рефлексивной фазе, что А. Е. Личко [7] назвал
«метафизической интоксикацией»;
уход в альтернативу с возможными девиациями и построение идентичности на
асоциальной стороне жизни;
эскапизм.
Литература
Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М., 2001.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
Гинзбург М.Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками. // Психологическая наука и образование. 1997. №1.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1982.
Кузнецова О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков. // Психологическая наука и образование, 2007, № 2.
Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985.
Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996.
Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб., 2003.
Подольский О.А. Об одном подходе к изучению моральной компетентности подростка. // Психологическая наука и образование. 2007. №1.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.