Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологические особенности одаренных подростков с разным соотношением вербальных и невербальных способностей 1027

Петрова С.О., аспирант факультета клинической и специальной психологии кафедры клинической психологии раннего детства Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, simarik2000@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению когнитивных и личностных особенностей детей с высоким уровнем общей одаренности, но с разным соотношением вербальных и невербальных способностей. Представлен обзор литературы по данной тематике, на основе которого обоснованы цели и задачи эмпирического исследования когнитивных (интеллект, креативность) и личностных (самооценка способностей, тревожность) характеристик и учебной успешности 50-ти одаренных семиклассников. Выделены 4 группы учащихся с сильным и умеренным отставанием вербальных способностей, умеренным отставанием невербальных способностей и примерным равенством этих двух видов способностей. Показано, что, несмотря на высокий уровень общего интеллекта, учащиеся с относительным отставанием невербальных и особенно вербальных способностей могут испытывать трудности в учении (по программе для одаренных детей). Это может приводить к неадекватной оценке детьми своих возможностей и росту тревожности. Подчеркивается необходимость разносторонней психологической диагностики одаренности учащихся с учетом профиля их умственных способностей и личностных особенностей для содействия более полному раскрытию имеющихся возможностей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Одной из важнейших характеристик развития многих одаренных детей признается «диссинхрония» – неравномерность прогресса разных сторон психики в результате опережающего развития той или иной сферы, в отличие от неравномерности при задержках развития [30]. Частым проявлением внутренней диссинхронии является дисбаланс в развитии вербальных и невербальных способностей, который может служить источником проблем одаренных детей в обучении, личностном развитии, общении, поведении, несмотря на высокийьуровень их общего интеллекта.

Соотношение вербальных и невербальных способностей в отечественной психологии изучалось главным образом в русле учения И. П. Павлова о сигнальных системах [4]; [6]. Было выявлено парадоксальное расхождение между значимостью невербальных компонентов в познавательном развитии учащихся и их малой ролью в школьном обучении, а также невыгодное положение в школе учащихся с преобладанием невербальных способностей, затрудняющее раскрытие их потенциала.

Сказанное подтверждают данные об усилении связи интеллекта и креативности на протяжении школьного возраста в основном за счет вербальных способностей [5]. Предполагается, что это свидетельствует, с одной стороны, об усилении с возрастом роли вербальных компонентов в развитии креативности, а с другой стороны, о направленности обучения преимущественно на их развитие. Однако с этим не согласуются данные другого исследования, что креативность учащихся 7–10 и 15–16 лет при доминировании невербального интеллекта была выше, чем при доминировании вербального [10]. При этом оба компонентат интеллекта имели многочисленные взаимосвязи с личностными характеристиками и креативностью, и эти взаимосвязи усиливались с возрастом.

Литература
  1. Аверина И.С. , Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления "Необычное использование". М., 1996.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. Т. 1. М., 1982.
  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002
  4. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна, 2005.
  5. Динерштейн И.В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в школьном возрасте. Автореф. диc.… канд. психол. наук. М., 2002.
  6. Кабардов М. К., Матова М.А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей // Вопросы психологии. 1988. №6.
  7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 2003.
  8. Краткий тест творческого мышления: Фигурная форма / Пособие для школьных психологов. / Под ред. Е.И. Щеблановой. М.,1995.
  9. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды. – М.: Институт практической психологии, Воронеж, 1997.
  10. Лютова Е.К. Развитие личности и креативности школьников с разными уровнями и структурными характеристиками интеллекта. Автореф. диc.… канд. психол. наук. СПб., 2000.
  11. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М, 2003.
  12. Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М., 1991.
  13. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997.
  14. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.  Рыбалко. СПб., 2008.
  15. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000.
  16. Рабочая концепция одаренности. / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 2003.
  17. Равен Дж. Продвинутые Прогрессивные Матрицы Равена. Серии 1 и 2. Буклет. – М.: Когито.
  18. Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии. 1991. № 2.
  19. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М., 2004.
  20. Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М., 2004.
  21. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М., 1996.
  22. Craggs J.G., Sanchez J., Kibby M.Y., Gilger J.W., Hynd G.W. Brain morphology and neuropsychological profiles in a family displaying dyslexia and superior nonverbal intelligence // Cortex, 2006, Vol. 42. Issue 8. P. 1107-1118.
  23. Davis R.D. The gift of dyslexia. – New York: A perigee book, 1997. – 265 p.
  24. Gyarmathy E. Holistic learners: identifying gifted children with learning disabilities - an experimental perspective // Able underachievers / Ed. by D. Montgomery. – London, Philadelphia: Whurr publishers, 2004. P.76-85.
  25. Heller K. A., Gaedike A. -K., Weinläder H. Kognitiver Fähigkeits-Test (KFT 4–13+) (2. Aull.). – Weinheim: Beltz, 1985.
  26. Montgomery D. Giftedness, talent and dyslexia // Gifted and talented children with special education needs. Double exceptionality. – London: David Fulton Publishers, 2003. – P.42-65.
  27. Montgomery D. Non-verbal learning difficulties // Gifted and talented children with special education needs. Double exceptionality. – London: David Fulton Publishers, 2003. – P.65-89.
  28. Portešova S., Čihounkova J. Diagnostics of czech intellectually gifted children with dyslexia via WISC-III method // From- giftedness in childhood to successfull intelligence in adulthood. Proceedings of 11th conference of European council for high ability (ECHA) / Ed. by J. Fortikova, J. Raffan. – Prague: The centre of giftedness, 2008. – P.108-118
  29. Shaywitz S.E. Dyslexia // Scientific American article. 1996. November. PP. 1-13.
  30. Terrasier J.-Ch. Gifted children: research and education in France // Education of the gifted in Europe: theoretical and research issues. / F.J. Monks & H.W. Van Boxtel (Eds.) – Amsterdam: Swets & Zeitlinger. 1992. – P. 212-216.
  31. Thorndike R. L., Hagen E. Cognitive abilities test. – Boston: Houghton-Mifflin, 1971.
  32. West T. G. In the mind’s eye: visual thinkers; gifted people with dyslexia and other learning difficulties, computer images, and the ironies of creativity. – Amherst: Prometheus Books, 1997.
  33. Yewchuk C. Educational strategies for gifted learning disabled children // Talent for the future. Monks F.J., Peters W.A.M. (Eds.). – Assen: Van Gorcum, 1992. – P.285-295.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика