Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Эклектичность организации образовательной среды школы как фактор ее неустойчивости 910

Поливанова Н.И., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия
Ривина И.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия, irinarivina@yandex.ru

Аннотация

В статье представлен итог пятилетнего изучения образовательной среды закрытой школы-интерната с религиозной направленностью, в которой была осуществлена попытка административно объединить гуманистическую и авторитарную парадигмы обучения. Изучались особенности функционирования ортодоксальной образовательной среды, эмоциональное отношение детей к учению и их познавательная активность на уроках. Выявлено, что эклектичное объединение противоположных по направленности парадигм обучения приводит к конфликтности отношений основных субъектов образовательной среды, и, как следствие, к негативным переживаниям детей на уроках и снижении их познавательной мотивации.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Настоящая работа является итогом пятилетнего изучения образовательной среды закрытой конфессиональной мужской школы-интерната. За это время школа пережила разные периоды своего развития и на наших глазах либерально-коммуникативная образовательная среда ПРЕОБРАЗОВАЛАСЬ в авторитарно-дисциплинарную. Причем это превращение произошло стремительно, в течение нескольких месяцев. Таким образом, мы получили возможность наблюдать результаты, своего рода, социального эксперимента, обусловленного особенностями реорганизации среды. Руководство школыь изначально предполагало соединить две парадигмы обучения:

1) гуманистическую (личностное и интеллектуальное развитие детей, семейная щадящая атмосфера жизни учеников);

2) и авторитарную (догматическая, построенная на определенных идеологических основаниях система обучения).

В соответствии с этими парадигмами был подобран педагогический коллектив, состоящий из учителей по общеобразовательным предметам, реализующих развивающие цели обучения, и коллектив учителей по «идеологическим предметам», и, соответственно, в большей степени ориентирующихся на усвоение конфессиональных постулатов и канонов и на авторитарную форму проведения уроков. В процессе функционирования школы как института, построенного на принципах гуманистической парадигмы, с точки зрения концепции личностного роста и комфортности пребывания в ней детей, выявилось явное преимущество первой парадигмы этого подхода, при этом цели конфессионального обучения и воспитания в должной мере достигнуты не были. Руководство и спонсоры школы осознали, что подлинные их задачи несколько иные и направлены, прежде всего, не СТОЛЬКО на свободное личностное развитие детей, СКОЛЬКО на усвоение конфессиональных знаний и традиций. Вследствие этого концепция школы и ее установки были скорректированы в сторону усиления контроля за содержанием и способами преподавания как общеобразовательных, так и конфессиональных уроков.

Литература
  1. Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте. // Научно – методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. М., 1988.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком… как! Пособие для родителей и педагогов. М., 2006.
  3. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся. / Под ред. В.В.Рубцова, Н.И.Поливановой. М.,2007.
  4. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Особенности развития системности мышления младших школьников в разных образовательных технологиях обучения. // Психологическая наука и образование. 1998, № 2.
  5. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб., 2007.
  6. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998, № 2.
  7. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной- М., 1995.
  8. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 1996.
  9. Рубцов В.В., Панов В.И., Поливанова Н.И. Психологическое проектирование и экспертиза образовательной среды. // Московская психологическая школа. История и современность. Психологическая наука, образование, практика. Т.III, М.-ПИРАО, 2004.
  10. Шерер М. Коммуна – интернат как психотерапевтическая среда. / Детская и подростковая психотерапия. / Под ред. Д. Лейна и Э. Миллера, М.2001.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика