Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Культурно–психологическая компетентность личности: социально-психологическое исследование молодежной медиакультуры 952

Жижина М.В., кандидат психологических наук, Доцент кафедры общей и социальной психологии факультета психологии, Саратовский национальный исследовательский университет им Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, Zhizhina5@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу компонентов и особенностей становления культурно-психологической компетентности как интегрального социально-психологического свойства личности, обеспечивающего эффективное взаимодействие личности с поликультурной медиасредой. В этой связи культурно-психологическая компетентность личности рассматривается как базис формирования медиакомпетентности, а также как условие и ресурс повышения эффективности медиаобразования. Медиаобразованность личности понимается как способность воспринимать, эффективно реагировать на медийные сообщения, умение выстраивать определенные формы медиаиммунитета, возможность личности выступать активным участником медиапроцесса. Акцентируется роль формирования культурно-психологической компетентности в молодежной среде в плане освоения различных практик современной медиакультуры. Проанализированы социально-психологические функции обращения молодежи к медиакультуре.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Медиакультура как объект психологического анализа

Период конца XX – начала XXI века ознаменовался интенсивным развитием глобальных информационных и коммуникационных технологий, распространением средств массовых коммуникаций, значительным образом повлиявших на функционирование медиакультуры. Еще в работе А. Моля «Социодинамика культуры» была представлена концепция зарождающейся «мозаичной культуры» как прообраз будущей модели культуры постмодернизма в ее виртуальном варианте.

На примере состояния культуры Запада А. Моль проанализировал влияние СМИ на процесс вытеснения традиционной «гуманитарной» культуры современной «мозаичной» культурой, формирующейся под воздействием непрерывного хаотичного потока информации, распространяемого преимущественно средствами массовых коммуникаций [7].

В настоящее время медиакультура как объект научного анализа представляет собой междисциплинарный феномен, и фактическая область его изучения лежит на стыке многих наук: философии, психологии, социологии, экономики, культурологии, педагогики, искусствоведения, политологии и антропологии. Исследования медиакультуры лежат в области оценки ее социальных эффектов, уточнения места и роли медиакультуры в современном обществе, особенностей ее распространения в системе массмедиа [1]; [5]; [8].

Анализ различных подходов и результатов исследований позволяет рассматривать медиакультуру как особое социальное явление, которое представляет собой:

  • область социальных влияний;
  • область взаимодействия виртуальной и реальной культур;
  • особый институт социализации личности;
  • форму и варианты информационного потребления;
  • источник и существенный фактор формирования социальных представлений;регулятор социального поведения;
  • источник возникновения стихийномассовых настроений общества.
Литература
  1. Возчиков В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества: Автореф. дис. … докт. филос. наук. СПб., 2007.
  2. Жижина М. В. Структурно-функциональный анализ продвижения музыкального проекта на рынок // Российский психологический журнал. Т. 4. № 4. М., 2007.
  3. Жижина М. В., Жижин С.В. Музыкальные предпочтения молодежи в поликультурном пространстве // Материалы Третьего Всероссийского социологического конгресса (21-24 октября). М., 2008.
  4. Забродин Ю. М., Жижина М. В. Поп-культура как вид корпоративной культуры современной молодежи. // Матер. VIII Международных Плехановских Чтений. М., 2005.
  5. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2006.
  6. Лютенс Ф. Организационное поведение. М.,1999.
  7. Моль А. Социокультурная динамика. М., 1972.
  8. Федоров А. В. Проблемы медиавосприятия и развитие аудитории в области медиакультуры. // Прикладная психология. 2002. № 2.
  9. Шейн Э. Организационная культура. СПб., 2002.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика