Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8020Ключевые слова 19596 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Изучение представлений детей-сирот о структуре поддерживающего окружения на основе метода «семейной доски» 1075

Голерова О.А., старший научный сотрудник, лаборатории психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ocsana17@mail.ru
Гурова Е.В., старший научный сотрудник лаборатории психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, egurova2009@yandex.ru
Харченко Е.В., педагог-психолог государственного образовательного учреждения специальной (коррекционной) школы-интерната №8 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Москва, Россия, lena52000@mail.ru

Аннотация

В статье обсуждаются теоретические подходы к изучению представлений о структуре поддерживающего окружения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях интернатных учреждений. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с помощью метода семейной доски. Для каждой расстановки представлены фотографии, приведены комментарии авторов в отношении расстановки и ее интерпретация. Также обсуждается возможность применения данного метода при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, для диагностики структуры поддерживающего окружения. Делаются выводы о том, каким образом внутренние представления о структуре поддерживающего окружения у ребенка-сироты могут быть включены в практику психологической работы в интернатном учреждении.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Для определения поддерживающего окружения и его структуры авторами была выбрана методика «семейной доски», относящаяся к техникам фигурной расстановки. Концепт семейной доски был предложен К. Людевигом (Ludewig, 1978) [6]. Изначально данный способ, разработанный K. Ludewig и U. Wilken, была предназначен для исследований и психологического консультирования с семьями и другими социальными системами и представляет собой проективную методику, которая является коммуникативным средством [9]. Семейная доска была создана в виде настольной игры. Она состоит из рабочего поля и набора фигурок, которым испытуемый символически приписывает роли важных персон своей социальной системы и расставляет их на ограниченной поверхности. Расстановка на доске создает так называемый «виртуальный» коммуникативный уровень и отражает различие отношений к каждому «реальному» персонажу. Данный способ работы предоставляет возможность для метакоммуникаций внутри исследуемой системы. Материал слабо структурирован, что допускает большое разнообразие в постановке вопросов. В набор входят деревянные фигурки трех размеров (большие, средние, маленькие) и двух форм (круглой и квадратной). Предоставляется фигура для особых целей (восьмигранная). Фигурки очень просты по структуре, имеют не выраженное явным образом лицо с двумя круглыми глазами, нос и рот. Как окончательный порядок фигур, так и сам процесс расстановки легко поддается протоколированию. Материал семейной доски предлагает вариативные параметры, к которым относятся: размер фигур, форма фигур, деление доски на внутреннее и внешнее поле. При расстановке они используются в комбинации. Важно отметить, что методика применима для всех возрастов и социальных групп.

При применении «семейной доски» для диагностики структуры поддерживающего окружения подростку-сироте вместо стандартной инструкции – «выбрать для каждого члена семьи одну фигуру и поставить ее так, как она находится в семье по отношению к другим» – предъявлялась нейтральная инструкция: «расставить людей из своего окружения, чье мнение важно для подростка, и расставить их так, как они находятся по отношению к самому подростку и другим членам расстановки». Это позволяло избежать сознательной цензуры материала со стороны подростков при работе с темой семьи и поддерживающего окружения во время проведения тестирования. Большинство психологов, работающих в интернатных учреждениях, знают, что именно это составляет особую трудность при работе с воспитанниками, находящимися в ситуации постоянного диагностирования. Семейная доска дает возможность подростку представить устраивающее его видение структуры поддерживающего окружения. ...

Литература
  1. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология». Самара, 2003.
  2. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998.
  3. Гаврилова Т.П. Личностные трудности и проблемы подростков // Психологическая наука и образование.1997. № 3.
  4. Запорожец Л.А. Особенности органи-зации психологического обследования детей-сирот // Сборник межрегиональной конференции «Подготовка воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и межведомственное взаимодействие по подготовке выпускников». М., 2006.
  5. Клефбек Ю., Хессле С., Хольберг Б., Романова В., Снурикова Н., Власова Н., Барсукова Т. Методическое пособие по методу работа с сетью социальных контактов // Программа «Дети России», проект SIDA.
  6. Людевиг К. Системная терапия: Основы клинической теории и практики / Пер.
    с нем. Т.С. Драбкиной. М., 2004.
  7. Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. 1991. № 1.
  8. Семья Г.В. Российский опыт работы с выпускниками интернатных учреждений // Информационный бюллетень «Выпускники интернатных учреждений: проблемы и перспективы». М., 2005.
  9. Ludewig K., Wilken U. Das familienbrett // Hogrefe Verlag, Goettingen, 2000.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика