Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологические риски образовательной среды школы в эмоционально-личностном состоянии подростков 771

Леонова О.И., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, olesya_leonova@mail.ru

Аннотация

Работа посвящена описанию кризисных ситуаций, возникающих в образовательном пространстве средней школы и соответствующих им негативным сдвигам в эмоциональном состоянии и переживаниях учащихся. Эта проблема рассматривается в русле концепции психологической безопасности образовательной среды. В статье излагаются результаты эмпирического исследования психологических рисков образовательной среды на базе средней школы Москвы. Исследование проведено на подростках – учащихся V–VIII классов – максимально чувствительной к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта возрастной группе. Делается вывод, что отрицательное отношение учеников к образовательной среде школы, неудовлетворенность значимыми характеристиками образовательной среды и низкий уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии влияют на развитие тревожности, страхов, неблагоприятного самоотношения, отрицательного эмоционального отношения к учению

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Современная школа может быть рассмотрена как объект высокого риска. Здесь есть основания говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально-опасных психолого-педагогических технологий (или полным отсутствием психологического сопровождения образовательного процесса).

Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности образовательной среды, которая основывается на представлении, что человек:

  • будет принят, а не отторгнут некой референтной группой;
  • иметь эмоционально благоприятные взаимоотношения со значимыми другими;
  • защищен от угроз, неприятия, подавления.

Признание значимости социальной среды (прежде всего, позитивных отношений в среде) является условием ощущения
персональной идентичности с ней наряду с эмоциональной поддержкой, чувством ценности друг друга, терпимостью, доверием и ответственностью.

Сегодня существует множество подходов к пониманию взаимодействия среды и человека:

  • «бытие-в-мире» в рамках экзистенциальной психологии;
  • «человек»–«психологическая среда»–«непсихологический мир» в теории поля;
  • «географическая и психологическая среда» в гуманистическом направлении;
  • биогенетическая концепция теории развития «развитие человека силами, вне
    этого развития»;
  • культурно-историческая концепция развития человека;
  • «симбиотическое сознание» – исходный пункт взаимозависимости среды и ребенка по Ж. Пиаже;
  • «микро-, мезо-, экзо- и макросистемы» в модели экологических систем;
  • «культурно-историческое поле наличной социальности» в антропологическом
    принципе в психологии развития;
  • «экологическая психология»;
  • «Человек – Природа» в экопсихологии;
  • социологическая концепция среды и др. [2].

Методологической основой нашего подхода являются представления о сущности обучения и воспитания, развитые в трудах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Д. Б. Эльконина, личностно-деятельностный подход к исследованию образования как системы проектирования и моделирования образовательного пространства (С. Г. Вершловский, В. А. Левин, В. И. Панов, В. В. Рубцов,В. И. Слободчиков), а также принципы системности, целостности, развития, детерминизма, единства внешнего и внутреннего.

Литература
  1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб., 2002.
  2. Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. СПб., 2006.
  3. Гуружапов В. А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.
  4. Лактионова Е. Б., Ковров В. В. Результаты пилотажного исследования особенностей образовательной среды школ (по результатам анкетирования педагогов) // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. Информационно-методический бюллетень ГЭП II уровня / Под ред. И. А. Баевой, В. В. Коврова. М., 2009. № 2.
  5. Рубцов В. В., Забродин Ю. М. Образовательная среда – феноменология и практика безопасности // Безопасность образовательной среды / Сборник статей (в 2-х частях).
    Часть II. М., 2008.
  6. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М., 2002.
  7. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001
Статьи по теме

Социальная психология  |  Бочавер А.А., Хломов К.Д., Корнеев А.А., Жилинская А.В.

Как подростки слышат советы родителей о будущем?

CrossRef doi:10.17759/sps.2019100212

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика