Отражение «образа-Я» в рисунках детей из неполных (разведенных) семей

1354

Аннотация

В статье рассматриваются особенности представлений о себе у детей младшего школьного возраста из полных и неполных (разведенных) семей. Основной частью статьи является описание эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей отражения «образа-Я» в рисунках детей из неполных семей. Производится сравнительный анализ представлений о себе у детей из полных и разведенных семей. Выявляется отражение в рисунках детей последствий травмирующей ситуации развода. Описываются особенности представлений о себе детей из разных типов семей, выделяются гендерные различия «образа-Я», отражающиеся в рисунках детей. Демонстрируются возможности рисуночного метода при исследовании представлений о себе у детей младшего школьного возраста. Отмечается, что полученные результаты могут быть использованы при организации консультативной и коррекционной помощи семьям, переживающим или пережившим развод, в целях снижения травматического влияния этого события на представление о себе детей младшего школьного возраста, сохранения их психического здоровья и эмоционального благополучия

Общая информация

Ключевые слова: самосознание, образ Я, детско-родительские отношения, неполная семья, развод, рисунок

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Соколикова Н.М. Отражение «образа-Я» в рисунках детей из неполных (разведенных) семей // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 5. С. 45–51.

Полный текст

 

Исследованив посвящено изучению особенностей «образа-Я» детей, воспитывающихся в неполных разведенных семьях, а также анализу особенностей представлений о себе, отраженных в рисунках детей1.

Несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме «образа-Я», до сих пор нет целостного понимания разнообразия факторов, влияющих на его становление [1]. В нашей работе, вслед за М. И. Лисиной, «образ-Я» рассматривается как диалектическая совокупность когнитивно­аффективной информации ребенка о себе, отражающая единство определенных структур, функциональных и эмоциональных компонентов [3]. Генезис когнитивной части такого образа связан с проблемой самопознания, а аффективной - с вопросом о механизмах самооценки ребенка.

«Образ-Я» начинает складываться у ребенка сразу после рождения и развивается в условиях его взаимодействия с предметным миром и окружающими его людьми [Там же]. Главным социальным окружением для ребенка является семья. Именно в семье происходит становление представления о себе и близких людях. Семья указывает границы идентификации, способствует появлению у ребенка образа своего «Я».

Любой кризис в семье отражается на состоянии ребенка. Развод - один из самых травмирующих и тяжелых для ребенка кризисов семьи. Это событие может вызывать такие тяжелые последствия как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность) и т. д. Изучению последствий развода для ребенка посвящены исследования зарубежных и отечественных авторов (В. Сатир, Г. Т. Хоментаускас, Г. Фигдор, Д. Видра, Дж. Макдермот, Дж. Валлер- штейн, Д. Баумрид, А. И. Захаров и др.).

Переживание ребенком развода сугубо индивидуально, как и комплекс испытываемых при этом чувств. Вина, обида, печаль, боль, ярость, страх - все это типичные и нормальные реакции ребенка на данное событие. В этот момент особенно важно отследить и понять эмоциональное состояние ребенка, помочь ему справиться с переживаниями вины и обиды. Поэтому чрезвычайно важным оказывается вопрос о том, как это можно сделать.

Поскольку именно «рисунок является средством коммуникации ребенка с окружающим миром» [2], нас интересовало, каким образом последствия травмирующей ситуации (развода) отражаются в рисунках детей, т. е. существуют ли какие-то устойчивые характеристики, свидетельствующие о последствии развода, а также какие параметры рисунка отражают представление ребенка о себе. Мы предположили, что отражение «образа-Я» в рисунках детей, переживших развод родителей, отличается от его отражения у детей из полных семей.

В исследовании приняли участие младшие школьники 8-10 лет, всего 60 детей. Исследуемую группу составили 30 детей, воспитывающихся в разведенных семьях: 15 мальчиков и 15 девочек. Контрольную группу составили 30 детей из полных семей с родными родителями: 15 мальчиков и 15 девочек.

Целью нашего исследования было изучить с помощью детских рисунков особенности «образа-Я» у младших школьников, переживших развод родителей. Выбор метода исследования обусловлен тем, что рисунки как вид творчества являются преломлением в сознании ребенка окружающей его действительности. Рисование как творческий акт позволяет ребенку данного возраста лучше и безболезненно отреф- лексировать фантазии и страхи, свои чувства.

Полученные в ходе исследования данные были подвергнуты качественному и количественному анализу. Результаты обрабатывались с помощью статистического пакета SPSS. Для обработки был использован критерий U-Манна-Уитни, обеспечивающий сравнение двух независимых выборок, а также проведен корреляционный анализ методом ранговой корреляции Пир­сона.

Методики исследования

Как уже говорилось выше, в своей работе мы хотели посмотреть, как «образ-Я» раскрывается в рисунках детей, проанализировать возможности и особенности такой диагностики в работе с данной проблемой. Для этого были использованы следующие методики:

•   рисунки «Моя семья», «Я в будущем, «Моя будущая семья»;

•   «Линия жизни»;

•   «Нарисуй историю» (А. И. Копытин).

При интерпретации рисунков нами рассматривались следующие параметры:

•   наличие или отсутствие «Я-фигуры»;

•   наличие фигуры матери и отца;

•   наличие бабушек и дедушек;

•   наличие животных;

•   наличие посторонних лиц;

•   изображение расширенной семьи или изображение не всех членов семьи;

•   реалистичная или «фантазийная» картинка будущего;

•   сюжет;

•   изображение родительской или будущей семьи;

•   какие члены семьи изображены;

•   размер фигур;

•   дистанция между фигурами;

•   схематичность рисунка;

•   положение «Я-фигуры»;

•прорисованность рук и лица;

•   характер линий;

•   нажим;

•   штриховка.

При анализе рисунков мы рассматривали также их «изобразительные» характеристики: использование цвета, композиция, интегрированность/дезинтегрированность рисунка, расположение на листе, эмоциональный тон рисунка.

Методика «Линия жизни» направлена на выявление субъективного ощущения ребенком своей жизни как наполненной эмоционально положительными или отрицательными событиями. Ребенку предлагался на графике, символизирующем линию жизни, хорошие события, которые происходили в его жизни, обозначить красным крестиком, а плохие события - синим крестиком и подписать их. Параметрами анализа здесь выступают общее число отмеченных событий, присутствие позитивных и негативных событий, присутствие событий, связанных с семьей.

Методика «Нарисуй историю» разработана А. И. Копытиным с целью выявления эмоционального состояния ребенка, депрессии и характеристики «образа-Я». Она основана на представлении о том, что рисунки с выраженной отрицательной тематикой могут отражать депрессивный синдром, а также на том, что выбранный изображенный персонаж является проекцией «образа-Я». В эту методику включено два набора стимульных изображений, каждый из которых состоит из 14 рисунков. Ребенок должен выбрать два изображения и сочинить про них историю, а затем нарисовать ее. После этого ребенку необходимо написать под рисунком рассказ, отражающий содержание изображенной им картинки, и придумать ему название. Интерпретация результатов имеет балльный характер: 1 балл приписывается рисункам с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием, 2 - рисункам с умеренно отрицательным эмоциональным содержанием, 3 - рисункам с нейтральным эмоциональным содержанием, 4 - рисункам с умеренно положительным эмоциональным содержанием, 5 - рисункам с выраженным положительным содержанием.

Анализ рассказа, написанного ребенком, проводился по следующим критериям: общее количество слов, количество прилагательных, общий эмоциональный тон.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ данных, полученных с помощью методики «Рисунок семьи», рисунков на темы «Я в будущем» и «Моя будущая семья», показал, что существуют статистически значимые различия между результатами детей из разведенных и полных семей (р<0,05). Рисункам детей из неполных (разведенных) семей свойственны схематичность, непрорисованность кистей рук и лица, маленький размер фигур, большая дистанция между персонажами на рисунке, удаленность «Я-фигуры» от фигур родителей, изображение расширенной семьи и изображение животных (в рисунке семьи), фигуры посторонних лиц в рисунке семьи; непрорисованность лиц, отсутствие «Я-фигуры» в рисунке на тему «Я в будущем», «реалистичное» содержание рисунка «Я в будущем», а также то, что рисунок «Моя будущая семья», как правило, содержит только две фигуры: «Я-фигуру» и фигуру ребенка.

Часто испытуемые этой группы изображают руки спрятанными за спиной или руки без кистей, лица - без деталей (без глаз и ртов), с пустыми глазницами, что показывает, на наш взгляд, наличие у таких детей значительных проблем в общении и их общее эмоциональное неблагополучие. Преобладание фигур маленького размера указывает на низкую самооценку таких детей. Несколько мальчиков этой группы нарисовали фигурки столь маленькими, что детали рисунка было сложно различить.

Около половины детей этой группы в своих рисунках изобразили прародителей и тех членов семьи, которые не живут с детьми непосредственно (двоюродные братья и сестры, тети и дяди). Вероятно, дети, воспитывающиеся в неполных семьях, стремятся заполнить «семейную пустоту», скомпенсировать ее неполноту, нарисовав на рисунке семьи как можно больше ее членов. Аналогичным образом может интерпретироваться и изображение на рисунке семьи животных, также возмещающих недостаточность внимания, общения и эмоционально позитивных контактов.

Все это доказывает предположение, что дети из неполных семей в большей степени нуждаются в общении, внимании и заботе, склонны к низкой самооценке.

Большая дистанция между персонажами на рисунке, удаленность «Я-фигуры» от родительских фигур говорит об ощущении отдельности себя от своих родителей, разобщенности, о переживании одиночества, некоторой формальности эмоционального контакта между ребенком и родителями в таких семьях. Наличие фигуры отца в 77 % случаев демонстрирует потребность детей в отцовской фигуре, желание включить отца в состав своей семьи, стремление расширить семью до полной.

Рисунки детей из разведенных семей на тему «Я в будущем» также имеют свои особенности, которые позволяют говорить о своеобразии отражения здесь представлений детей о «себе в будущем» и о «своем будущем». Зачастую в рисунках детей этой группы отсутствует «Я-фигура».

Приведем несколько примеров.

Один мальчик из этой группы нарисовал рамку со знаком вопроса внутри, прокомментировав это словами: «Все, я больше ничего не буду рисовать. Я не знаю, каким я буду в будущем».

Еще один мальчик схематично нарисовал человека, но не смог ничего о нем рассказать, а одна девочка, долго подумав перед рисунком, начала рисовать свою маму.

Можно предположить, что детям из разведенных семей труднее представить свое будущее, а точнее, себя в будущем, им сложнее фантазировать о себе, прогнозировать свое будущее. Преобладание маленького размера «Я-фигуры» в таких рисунках также говорит о неуверенности в своем будущем, о шаткости представлений о себе в будущем.

В то же время детям исследуемой группы свойственно более «реалистичное» представление будущего: сюжеты их рисунков чаще приближены к реальности, что может демонстрировать бо'льшую «зазем- ленность» таких детей.

Особенности рисунка на тему «Моя будущая семья» позволяют выявить представление о себе как о будущем партнере или родителе, сформированность образа своей будущей семьи. В исследуемой группе, как правило, такие рисунки содержат только две фигуры: фигуру одного взрослого и фигуру ребенка. Девочки из неполных семей при изображении своей будущей семьи редко рисуют фигуру мужа. В основном их рисунки содержат изображение себя и своих будущих детей. Мальчики этой группы в своих работах также изображают себя рядом со своими детьми в совместном действии. Можно предположить, что дети из неполных семей представляют себя как родителей, а не как супругов, они воспроизводят паттерн своей родительской семьи; у них в большей степени сформированы родительские установки, чем супружеские.

Рассмотрим рисунки детей из полных семей. Здесь, как правило, заметна дета- лизированность, прорисованы кисти рук и лица. Преобладают фигуры среднего размера, с маленькой дистанцией между персонажами (на уровне статистической значимости р<0,05). Все это говорит об ощущении безопасности детей в кругу семьи, о менее выраженной, по сравнению с исследуемой группой, потребностью в общении. Содержание рисунка «Я в будущем» зачастую носит «фантазийный» характер (р<0,05). Мы можем видеть фантазийные, сказочные сюжеты, свидетельствующие о некоторой инфантильности этих детей. Например, одна девочка изобразила себя принцессой, а другая - русалочкой.

Рисунки детей из полных семей на тему «Моя будущая семья» также имеют некоторые особенности (р<0,05): испытуемые этой группы в образе будущей семьи зачастую представляют себя и своего будущего партнера, детей в таких рисунках они изображают реже, особенно это заметно в рисунках мальчиков. По-видимому, представление о своей будущей семье у детей из полных семей, в целом, имеет такую формулу: «я + муж (жена) + ребенок», что говорит о нормальном (неискаженном) восприятии семьи и семейных отношений. Также можно предположить, что партнерская позиция у таких детей сильнее и больше развита, чем родительская, то есть тенденция прямо противоположная, чем у детей из неполных семей.

Анализ изобразительных характеристик рисунков, таких как цвет и композиция рисунка, не показал статистически значимых различий. Вероятно, эти характеристики отражают индивидуальные особенности, индивидуальный стиль рисования ребенка, пережитая травма не оказывает на них влияния.

Результаты, полученные с помощью методики «Линия жизни», демонстрируют, что в воспоминаниях детей из разведенных семей чаще, по сравнению с воспоминаниями детей из полных семей (р<0,001), присутствуют негативные события, причем чаще всего они вспоминают действительно трагические случаи, связанные со смертью, увечьем каких-либо родственников. Например, в воспоминаниях одного мальчика присутствуют события, связанные с увечьем (переломами рук) его брата, а несколько детей вспомнили о смерти своих бабушек и дедушек. Возможно, это происходит потому, что сама тема ухода кого-то из семьи для таких детей очень значима и болезненна. Но чаще воспоминания мало связаны с семьей и касаются в основном школы и отношений с друзьями, то есть внесемейных отношений.

Дети контрольной группы с удовольствием вспоминают события из своей жизни, при этом они часто вспоминают положительные события, связанные с семьей: это воспоминания о днях рождения, о весело проведенном лете, о хороших оценках и новых друзьях.

Анализ результатов, полученных с помощью методики «Нарисуй историю», показал, что дети из неполных семей чаще выбирают рисунки с негативным эмоциональным содержанием, чем дети из контрольной группы (р<0,001). Для детей, воспитывающихся в семьях, переживших развод, в целом более характерно негативное самоотноше- ние. Эмоциональное состояние детей этой группы более подавленное, по сравнению с детьми контрольной группы, они больше склонны к депрессии и сниженному настроению, к печали и одиночеству, собственной малоценности и беспомощности.

Дети контрольной группы чаще выбирают рисунки с положительным эмоциональным содержанием (р<0,05). Для них характерна высокая степень самопринятия и самооценки.

Статистически значимых различий при анализе рассказов детей разных групп не обнаружено, что может говорить о том, что для определения эмоционального состояния и характеристик «образа-Я» детей младшего школьного возраста рисунок (графическая речь) является более диагно- стичным и информативным, чем рассказ (письменная речь).

Кроме того, в ходе анализа результатов дополнительно были выявлены различия «образа-Я» у мальчиков и девочек из обоих типов семей (на уровне статистической значимости р< 0,05). В частности, мальчики:

•больше, чем девочки, склонны к негативному самоотношению и негативной самооценке (63,5 % - мальчики, 25 % - девочки);

• более тревожны и больше нуждаются в общении и заботе (70 % - мальчики, 43 % - девочки);

• больше склонны к депрессивному состоянию, чувствам печали и одиночества (40 % - мальчики, 10 % - девочки).

Девочки же в большей степени склонны представлять свое будущее в позитивных красках (80 % - девочки, 47 % - мальчики).

Внутри групп разведенных семей и полных семей статистически значимых различий выявлено не было.

Полученные на нашей выборке результаты позволяют сделать следующие выводы.

  1. Для детей младшего школьного возраста из неполных (разведенных) семей характерны склонность к депрессивному состоянию, чувство печали и одиночества, низкая самооценка, ощущение нехватки внимания со стороны своей семьи, неудовлетворенность в общении, чувство мало­значимости и малоценности. Также можно говорить об отсутствии у большинства из них образа будущего, «картинки» своего будущего. Если же этот образ есть, он, как правило, более «реалистичен», более «заземлен». Кроме того, детям этой группы свойственно искаженное представление о будущей семье: они видят ее, как правило, состоящую из двух фигур - себя и ребенка, то есть неполную; здесь больше сформирован образ себя как родителя, нежели себя как мужа (жены).
  2.  Дети из полных семей имеют более позитивное представление о себе, воспринимают семью как целое, где наиболее значимые члены семьи - родители; у них есть некая картинка своего будущего, которое представляется им зачастую в радужных тонах, они более склонны к фантазированию, что может говорить об их инфантильности. Представление о своей будущей семье у детей этой группы имеет формулу: «я + муж (жена) + ребенок», что говорит о целостном восприятии семьи и семейных отношений.

  3.  Мальчики обеих групп больше, чем девочки, склонны к негативному самоот- ношению и негативной самооценке, они тревожнее и больше нуждаются в общении и заботе, склонны к депрессивному состоянию, чувствам печали и одиночества. Девочки обеих групп в большей степени склонны представлять свое будущее в позитивных красках.

  4.  Рисунок является надежным диагностическим средством для выявления особенностей «образа-Я» в работе с детьми младшего школьного возраста. Это обнаруживается при сравнении данного способа диагностики с анализом письменной речи.

Литература

  1. Архиреева Т. В. Системный подход к пониманию структуры Я-концепции и закономерностей ее развития в детском возрасте // Культурно-историческая психология. 2008. № 4.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  3. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.-Воронеж, 1997.

Информация об авторах

Соколикова Н.М., аспирантка кафедры детской и семейной психотерапии факультета психологи- ческого консультирования Московского городского психолого-педагогического университета, e-mail: sokolikova_nm@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3162
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 1354
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3