Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Формирование гендерной идентичности у современных юношей и девушек 1159

Степанова Л.Г., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры прикладной психологии факультета психологии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, stepanova_lg@yahoo.com

Аннотация

В статье с позиции социального конструктивизма рассматривается гендерная идентичность как продукт социального конструирования и как один из ключевых факторов, опосредующих поведенческую активность и установки личности в контексте межличностных отношений;обобщаются результаты проведенного эмпирического исследования 18–22-летних студентов. Показано, что совмещение маскулинных и фемининных черт, их соотношение в целостной системе гендерной идентичности, независимо от половой принадлежности, представляет гармоничный стандарт, более приспособленный к жизни в современном обществе, чем ригидная типизация половых ролей. Приводятся данные, что у юношей и девушек, не обладающих выраженными маскулинными либо фемининными чертами, не определена гендерная идентичность, что ведет к отказу от амореализации в социуме, неудовлетворенности собой.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Появление термина «идентичность» в психологии связывают с именем Э. Эриксона, который определил идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности [11]. Гендерная идентичность является одной из базовых характеристик личности и формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, в ходе социализации. Заметим в этой связи, что в эпигенетической схеме Э. Эриксона базисный конфликт шестой стадии психосоциального развития –интимность против изоляции, напрямую связан именно с гендерной идентичностью индивида.

При этом, как показано в ряде работ, в частности, В. А. Ильина [2; 3], результаты разрешения данного конфликта в социально-психологическом смысле не «замыкаются» в сфере интимно-личностных отношений, но специфическим образом проявляются в существенно более широком контексте межличностных отношений. В этой связи необходимо отметить, что способность индивида к установлению полноценных близких отношений ни в коем случае не означает формирование у него фиксированной позитивной установки в отношении социального окружения. Это, скорее, способность к широкой вариативности в континууме «принятие-отвержение» при сохранении целостности личности. В данной логике гендерная идентичность выступает как продукт социального конструирования и, одновременно, один из ключевых факторов, опосредующих поведенческую активность и установки личности в контексте межличностных отношений. Представляется важным выявление взаимосвязи между особенностями гендерной идентичности и таким важнейшим показателем социально-психологического развития личности как самоопределение.

При этом, как показано в ряде работ, ключевыми факторами, опосредующими самоопределение личности, являются структура мотивационно-ценностных ориентаций и особенности эмоционально-ценностного самоотношения.

В целях решения данной задачи нами в 2005–2008 гг. было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление типа гендерной идентичности, особенностей мотивационной структуры и эмоционально-ценностного самоотношения у студентов высших учебных заведений г. Минска.

Общий объем выборки испытуемых составил 223 человека: 109 юношей и 114 девушек в возрасте от 18 до 22 лет.

Для выявления типа гендерной идентичности испытуемых использовалась методика семантического дифференциала в модификации В. Е. Кагана [4]. Выявление особенностей эмоционально-ценностного самоотношения проводилось с помощью методики управляемой проекции В. В. Столина [8].

Определение особенностей мотивационно-ценностных ориентаций проводилось с помощью методики изучения мотивационной сферы В. Э. Мильмана.

Полученные по методике В. Е. Кагана результаты позволили разбить выборку на четыре группы по типу гендерной идентичности испытуемых:

  1. традиционный. В эту группу вошли   юноши с высокими показателями маскулинности (62,39 % испытуемых) и девушки с высокими показателями фемининности (49,12 % испытуемых);
  2. изомерный. В эту группу вошли юноши с высокими показателями фемининности (16,51 % испытуемых) и девушки с высокими показателями маскулинности (26,32 % испытуемых);
  3. недифференцированный. В эту группу вошли юноши (19,68 % испытуемых) и девушки (17,54 % испытуемых) с низкими показателями как маскулинности, так и фемининности;
  4. андрогинный. В эту группу вошли юноши (6,42 % испытуемых) и девушки (7,02 % испытуемых) с высокими показателями как маскулинности, так и фемининности.
Литература
  1. Бессонова Т. Л. Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия личности студента педагогического вуза. Автореф. дис. … канд. психол. наук. М.,1994.
  2. Ильин В. А., Сипягин Д. В. Возможности и перспективы использования психосоциального подхода к проблеме развития в условиях средней школы // Психологическая наука и образование. 2007. № 2.
  3. Ильин В. А. Сравнительное исследование особенностей психосоциального развития учащихся старших классов и студентов-первокурсников высших учебных заведений //Психологическая наука и образование. 2009.№ 1.
  4. Каган В. Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии: Дис. … д-ра мед. наук. Л., 1991.
  5. Клецина И. С. Психология гендерных отношений. СПб., 2004.
  6. Коваленко М. В. Взаимосвязь полоролевой  идентичности и невротичности личности в юношеском возрасте. Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2002.
  7. Мильман В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990.
  8. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1979.
  9. Степанова Л. Г. О возможности использования «Семантического словаря черт личности» при интерпретации результатов «Методики свободных самоописаний» // Психологическая диагностика. 2006. № 3.
  10. Шмелев А. Г., Похилько В. И., Козловская-Тельнова А. Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике (тезаурус личностных черт). М., 1988.
  11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика