Психологическая наука и образование
2010. Том 15. № 1. С. 21–30
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и степени удовлетворенности профессиональных потребностей учителей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: выгорание, напряжение, удовлетворенность трудом, резистенция, истощение, потребности
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Майстренко В.И. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и степени удовлетворенности профессиональных потребностей учителей // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 1. С. 21–30.
Фрагмент статьи
Понятие «синдром эмоционального выгорания» привнесено в отечественную науку из зарубежных исследований, имеющих приоритет в этой области [9; 10]. Можно отметить, что на сегодняшний день по данной проблеме уже опубликовано достаточно много работ, посвященных изучению синдрома эмоционального выгорания у представителей разных профессиональных групп. Анализ полученных в них результатов показыва ет, что данный синдром характерен в большей степени для представителей профессий, относящихся к сфере «человек-человек» [6]. В первую очередь это работники социальной сферы, образования, медицинские работники.
Согласно современным данным [3; 4] под «психическим выгоранием» понимается
состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Этот синдром
включает в себя три основные составляющие: эмоциональ ную истощенность,
деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Первое
рассматривается как чувство эмоциональной
опустошенности и уста лости, вызванное собственной работой. Второе же
определяется как циничное от ношение к труду и
объектам своего труда. В частности, в сфере образования деперсонализация
предполагает бесчувственное, негуманное отношение к ученикам, приходящим на
урок, на кон сультации, отстраненная и безразличная позиция по отношению к
коллегам [6].
Понятие деперсонализации означает отрицательное отно шение не только к
ученикам и коллегам, но и к труду и его предмету
в целом (к качеству выполнения работы и т. д.). Наконец, редукция
профессиональных дости жений понимается как
возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной
сфере, осознание неуспеха в ней.
Как известно, к основным группам факторов, способствующим формированию
«синдрома выгорания», относятся [5]:
- индивидуальные особенности личности (характерологические, самооценка, образование и т. д.);
- организационные (содержание труда, рабочие перегрузки, условия работы);
- особенности профессиональной деятельности.
Литература
- Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
- Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2.
- Орел В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психо логии // Проблемы общей и организационной пси хологии. Ярославль, 1999.
- Орел В. Е., Шемет И. С. Исследование влияния со держания деятельности на удовлетворенность трудом // Психологические проблемы рационализа ции трудовой деятельности. Ярославль, 1987.
- Пряжников Н. С., Ожогова Е. Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука и образование. 2008. № 2.
- Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. Т. 23. 2002. № 3.
- Симонов В. П. Диагностика личности и деятельности педагога и обучаемых. М.,2004.
- Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгора ния» как показатель
профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии.
1994. № 6. - Burke R. J., Greengalass E. A. longitudinal stydy of psy chological burnout in teachers //Human Relations. 1995. V. 48 (2).
- Byrne B. M. Burnout: testing for the validity,replication, and invariance
of causal structure across elementary, in termediate, and secondary
teachers // Americal Educa tional Research J. 1994. V. 31 (3).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3433
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 28
Скачиваний
Всего: 1953
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 13