Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7620Ключевые слова 18363 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2016

1 место — направление «Психология»
1 место — направление «Народное образование. Педагогика»

16 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

3,107 —Двухлетний импакт-фактор
2,103 —Пятилетний импакт-фактор

 

Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и степени удовлетворенности профессиональных потребностей учителей 1361

Майстренко В.И., младший научный сотрудник лаборатории психофизиологии НИИ биофизики и медицинской кибернетики Сургутского государственного университета, Сургут, Россия, mvi2767@mail.ru

Аннотация

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи между «профессиональным выгоранием» и степенью удовлетворенности трудом среди учителей общеобразовательных учреждений г. Сургута (130 человек). Отмечается, что число учителей, относящихся к стадиям «формирования» и «сформированности» симптомов в фазах «напряжение» и «истощение», составляет около 42 %, а в фазе «резистенция» с показателями «за пределами нормы» составляет 63,5 %. Выявлено, что преобладающие потребности работников состоят «в хорошей организации труда», «в личном материальном и социальном обеспечении», «утилитарная». По результатам корреляционного анализа получено, что разброс взаимосвязей между симптомами выгорания и потребностями профессиональной деятельности составляет от –0,17 до +0,42. Особый интерес представляют зависимости, которые по результатам обеих методик представлены «за пределами нормы»: 1) потребность «в собственном развитии», которая коррелирует с симптомом эмоционального выгорания – «неадекватное эмоциональное реагирование» (r=0,37) и 2) «утилитарная» потребность, которая коррелирует с таким симптомом выгорания как «переживание психотравмирующих обстоятельств» (r=0,30).

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Понятие «синдром эмоционального выгорания» привнесено в отечественную науку из зарубежных исследований, имеющих приоритет в этой области [9; 10]. Можно отметить, что на сегодняшний день по данной проблеме уже опубликовано достаточно много работ, посвященных изучению синдрома эмоционального выгорания у представителей разных профессиональных групп. Анализ полученных в них результатов показыва ет, что данный синдром характерен в большей степени для представителей профессий, относящихся к сфере «человек-человек» [6]. В первую очередь это работники социальной сферы, образования, медицинские работники.

Согласно современным данным [3; 4] под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональ ную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Первое рассматривается как чувство эмоциональной
опустошенности и уста лости, вызванное собственной работой. Второе же определяется как циничное от ношение к труду и
объектам своего труда. В частности, в сфере образования деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к ученикам, приходящим на урок, на кон сультации, отстраненная и безразличная позиция по отношению к коллегам [6].

Понятие деперсонализации означает отрицательное отно шение не только к ученикам и коллегам, но и к труду и его предмету
в целом (к качеству выполнения работы и т. д.). Наконец, редукция профессиональных дости жений понимается как
возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Как известно, к основным группам факторов, способствующим формированию «синдрома выгорания», относятся [5]:

  • индивидуальные особенности личности (характерологические, самооценка, образование и т. д.);
  • организационные (содержание труда, рабочие перегрузки, условия работы);
  • особенности профессиональной деятельности.
Литература
  1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
  2. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2.
  3. Орел В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психо логии // Проблемы общей и организационной пси хологии. Ярославль, 1999.
  4. Орел В. Е., Шемет И. С. Исследование влияния со держания деятельности на удовлетворенность трудом // Психологические проблемы рационализа ции трудовой деятельности. Ярославль, 1987.
  5. Пряжников Н. С., Ожогова Е. Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука и образование. 2008. № 2.
  6. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. Т. 23. 2002. № 3.
  7. Симонов В. П. Диагностика личности и деятельности педагога и обучаемых. М.,2004.
  8. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгора ния» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии.
    1994. № 6.
  9. Burke R. J., Greengalass E. A. longitudinal stydy of psy chological burnout in teachers //Human Relations. 1995. V. 48 (2).
  10. Byrne B. M. Burnout: testing for the validity,replication, and invariance of causal structure across elementary, in termediate, and secondary
    teachers // Americal Educa tional Research J. 1994. V. 31 (3).
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика