Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Культурологический подход в социально-психологических исследованиях образовательных учреждений 1393

Погодина А.В., кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии управления факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, mgppu-so@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается культурологический подход в менеджменте, являющийся одним из инновационных направлений в современной теории и практике управления, и обосновывается необходимость его применения в сфере образования. Представлены результаты исследования, направленного на определение взаимосвязи типа организационной культуры факультета как подразделения университета и профессиональных планов студентов, обучающихся на факультете. Показаны возможности применения культурологического подхода для анализа организационной культуры вуза как условия формирования профессиональной идентичности и становления профессиональной позиции студента. Теоретико-методологической базой исследования стала концепция организационных парадигм Л. Константина. Результаты проведенного исследования показывают, что культурная модель с преобладанием в ней черт «открытой» организационной парадигмы может оказаться наиболее оптимальной для формирования у студентов адекватных профессиональных планов и положительного отношения к обучению и профессии. В статье затрагивается проблема многоаспектности исследования организационной культуры современных вузов.

Ключевые слова: ВУЗ, организационная культура, мотивация учения

Рубрика: Социальная психология

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Наш исследовательский интерес сосредоточен на изучении организационной культуры современных российских вузов.
Высшая школа является организацией, до сих пор довольно слабо изученной с точки зрения теоретического и практического менеджмента. Можно сказать, что научное и практическое направление исследований под условным названием «университетский менеджмент» еще только формируется. Культурологический подход в университетском менеджменте используется фрагментарно.

Если в признании наличия феномена организационной культуры и его значения академические и деловые круги практически единодушны, то в определении и содержательной трактовке этого понятия такого единодушия не обнаруживается.

В литературе по теории организации, психологии управления, организационной психологии не существует единого общепринятого определения корпоративной культуры.

Можно выделить узкую трактовку организационной культуры, когда под ней понимается модель базовых предположений
или, в развернутом виде, как имманентное организации сознание, вытекающее из поведения ее членов и управляющее, в свою
очередь, формальными и неформальными моделями поведения индивидов. Широкая трактовка включает в определение организационной культуры наряду с духовными ценностями также материальные и функциональные составляющие. В западной
психологии основное внимание фиксируется на духовных и функциональных составляющих. Данная традиция поддерживается и отечественными исследователями (Т. Ю. Базаров; О. С. Виханский, А. И. Наумов; М. И. Магура; Т. О. Соломанидина
и др.).

Исследователи сходятся во мнении, что организационная культура формирует общее пространство, включающее ценности,
нормы и поведенческие модели, разделяемые работниками организации, задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом. Культура организации обнаруживается в том, что для нее ценно, каковы ее язык и символы, процедуры и повседневные нормы, а также в том, как определяются критерии успеха.

Другими словами, организационная культура отражает все то, что определяет уникальность, неповторимость организации.
Высшее учебное заведение можно рассматривать как социальный институт с определенной корпоративной структурой,
как метод обучения и воспитания, основанный на специфических способах усвоения знания и его формирования, как технологию обучения, включающую в себя разнообразные образовательные методики и программы. Благодаря возникновению вузов в обществе складывается устойчивая институциональная основа для воспроизводства социального знания на основе образовательных и исследовательских технологий [2].

Литература
  1. Беленький И. А. Университетский вопрос в России // Россия и современный мир. М.,1995. № 2.
  2. Гайдаржи Е. С. Организационная культура и вуз. Тюмень, 1999.
  3. Занковский А. Н. Организационная психология. М., 2002.
  4. Липатов С. А. Опросник «Шкалы организационных парадигм» Л. Л. Константина //Журнал практического психолога. 2005.№ 2.
  5. Погодина А. В. Некоторые направления исследований корпоративной культуры высших учебных заведений // Сб. докладов международной научно-практической конференции «Психология XXI века: актуальные проблемы и тенденции развития». М., 2007.
  6. Тимофеев В. С. Высшая школа в условиях рыночной экономики / Экономическая реформа и рынок в России. М., 1995.
  7. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб., 2007.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика