Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Лонгитюдное исследование динамики успешности решения студентами аналитических, творческих и практических задач 906

Корнилова Т.В., доктор психологических наук, профессор, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, tvkornilova@mail.ru
Корнилов С.А., аспирант кафедры психологии образования и педагогики, факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, sa.kornilov@gmail.com
Чумакова М.А., кандидат психологических наук, доцент департамента психологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, mchumakova@hse.ru

Аннотация

На студенческой выборке (n=150) исследовались профили успешности обучения в рамках отдельной базовой дисциплины. При использовании экспертных оценок и IRT-подхода в отношении результатов контроля знаний, осуществленного на основе выполнения студентами закрытых и открытых задач, требующих проявления академического интеллекта, практического интеллекта и креативности, были получены лонгитюдные и итоговые показатели успешности обучения. Построение иерархических линейных моделей кривых роста успешности обучения выявило неоднородность динамики изменения успешности выполнения различных видов заданий. С помощью Q-факторного анализа были получены четыре основных профиля успешности обучения студентов, для каждого из которых характерно определенное сочетание сильных и слабых сторон учащихся. В минилонгитюде были установлены схожие линии развития аналитической и практической успешности обучения – их последовательный рост. Успешность же выполнения открытых творческих заданий демонстрирует принципиально иную динамику – по мере накопления знаний возможность оригинального их использования в приложении к неопределенному материалу сначала резко падает, а затем снова возрастает к концу обучения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В педагогике и психологии образования важной проблемой является изучение индивидуальных различий субъектов учебной деятельности в успешности обучения.

Оценка последнего задается критериями педагогического контроля, содержание которых отражено государственными образовательными стандартами (ГОСами) [2]. Наиболее часто обсуждается вариативность в показателях итогового педагогического контроля, результаты которого должны согласовываться с целями обучения (например, средняя успеваемость
GPA). Собственно источником этих оценок служат как отдельные экзаменационные процедуры, так и результаты текущего педагогического контроля, реализуемого при помощи проведения контрольных работ, подготовки отчетов на заданную тему и
т. д.

Другой подход представлен контролем, связанным с административными решениями (т. н. high-stakes examination): примером
такого контроля является ЕГЭ, служащий целям как аттестации выпускников, так и отбора абитуриентов в вузы.

Однако разработка максимально прогностичных методов оценки успешности обучения должна включать также учет психологических факторов, что осуществляется путем сопоставления «статических» показателей успешности с личностными или когнитивными особенностями учащихся.

Продуктивность такого подхода ограничивается, в частности, в российских исследованиях недостаточным вниманием к следующим трем принципиальным моментам.

Литература
  1. Ананьев Б. Г. Педагогические приложения современной психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946–1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова,
    В. Я. Ляудис. М., 1981.
  2. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения. М., 2007.
  3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 2007.
  4. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов.М., 2002.
  5. Инновационные образовательные программы по психологии / Под ред. Ю. П. Зинченко, И. А. Володарской. М., 2007.
  6. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. М., 2005.
  7. Стернберг Р., Форсайт Дж. Б., Хедланд Дж., Григоренко Е. Практический интеллект. СПб.,2002.
  8. Яголковский С. Р. Психология креативности и инноваций. М., 2007.
  9. Bond T., Fox C. Applying the rasch model. Mahwah, N. J., 2001.
  10. Gutman L. M., Sameroff A. J., Cole R. Academic Growth Curve Trajectories from 1st Grade to 12th Grade: Effects of Multiple Social Risk Factors
    and Preschool Child Factors // Developmental Psychology, 2003. V. 39. № 4.
  11. Irvine S. H., Kyllonen P. C. (Eds.) Item generation for test development. Mahwah, N. J., 2002.
  12. Linacre J. M. Facets Rasch measurement computer program (version 3.65.0). Chicago, 2009.
  13. Linacre J. M. Many-facet rasch measurement.Chicago, 1994.
  14. McArdle J. J. Latent variable modeling of differences and changes with longitudinal data //Annual Review of Psychology, 2009. V. 60.
    P. 577–605.
  15. Muthén B. O., Khoo S. T. Longitudinal studies of achievement growth using latent variable modeling // Learning and Individual Differences.
    1998. V. 10. № 2.
  16. Raudenbush S. W. Comparing personal trajectories and drawing causal inferences from longitudinal data // Annual Review of Psychology.
    2001. V. 52.
  17. Raudenbush S. W., Bryk A. S. Hierarchical Linear Models: Applications and Data Analysis Methods. CA, 2002.
  18. Raudenbush S. W., Bryk A. S., Congdon R. T.HLM 6: Hierarchical linear and nonlinear mo-deling.Chicago, 2008.
  19. Smith E. V. Evidence for the reliability of measures and validity of measure interpretation: A rasch measurement perspective // Journal of
    Applied Measurement. 2001. Vol. 2. № 3.
  20. Stemler S. E., Grigorenko E. L., Jarvin L.,Sternberg R. J. Using the theory of successful intelligence as a basis for augmenting AP exams in
    Psychology and Statistics // Contemporary Educational Psychology. 2006. V. 31. № 3.
  21. Sternberg R. J. The Theory of Successful Intelligence.Review of General Psychology. 1999.V. 3. № 4.
  22. Sternberg R. J. The Rainbow Project Collaborators. The Rainbow Project: Enhancing the SAT through assessments of analytical, practical,
    and creative skills // Intelligence. 2006.V. 34. № 4.
  23. Sternberg R. J. The Theory of Successful Intelligence // Review of General Psychology. 1999. V. 3. № 4.
  24. Sternberg R. J., Birney D., Bridgeman B., Cianciolo A., Camara W., Drebot M., et al. Theory-based university admissions testing for a new
    millennium // Educational Psychologist. 2004.V. 39. № 3.
  25. Weisberg R. W. Creativity and Knowledge: A Challenge to Theories // Handbook of Creativity /Sternberg, R. J. (Ed.). N.Y., 1999.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика