Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Обучение, основанное на игре, как надежный фундамент развития 1099

Хаккарайнен П., доктор психологических наук, профессор факультета образования, Университет Оулу (университетский консорциум г. Каяни), Оулу, Финляндия, pentti.hakkarainen@oulu.fi
Бредиките М., доктор педагогических наук, доцент факультета образования, Университет Оулу (университетский консорциум г. Каяни), Оулу, Финляндия, milda.bredikyte@oulu.fi

Аннотация

Статья представляет собой краткое руководство к магистерской программе, посвященной нарративному типу научения в работе с детьми младшего возраста. Данная программа делает возможным практическое применение принципов «Образования для всех» в профессиональной подготовке педагогов. Цели и рекомендации программы основаны на современных исследованиях в сфере нейрофизиологии раннего обучения, методологических принципах культурно-исторического подхода к развитию (Л. С. Выготский), а также результатах сравнения обучения в раннем возрасте, проведенного в международном масштабе. Ядро программы составляют интегрированные курсы, в которых делается упор на педагогические компетенции, необходимые для организации обучения, основанного на игре; рефлексию, направленную на обогащение творческого потенциала детей и своего собственного; навыки проведения инклюзивных занятий с целым классом. Авторы подчеркивают, что обучение, основанное на игре, значимо своими инклюзивными функциями в гетерогенной группе и положительным влиянием на исполнительные функции детей с особыми потребностями.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

Возможности воспитания и обучения в раннем детстве – это ключевое условие соответствия целям программы «Образование для всех», и исследования указывают на то, что качественное раннее обучение имеет долгосрочное влияние на развитие ребенка. Понятие высокого качества обучения связано с учетом специфических характеристик научения, воображения и творчества в раннем возрасте. Известно, что развитие мозга тесно связано с качеством детской игры (за основные индикаторы такого развития принимаются уровень исполнительных функций и саморегуляции). Развитие игры (а именно – высших форм социальной ролевой игры) превосходит все непосредственно обучающие программы по эффективности влияния на высшие исполнительные функции и саморегуляцию. Исполнительные функции являются примерно в четыре раза более точным предиктором академической успеваемости, чем IQ. Новая программа принимает во внимание эти данные и направлена на систематическое развитие игровых навыков учащихся.

Московский Международный образовательный форум–2008 объединил экспертов международного уровня в сфере образования, административных сотрудников из министерств образования и неправительственных организаций из 35 стран, представителей ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других международных организаций, а также российских ученых. Этот форум был посвящен значимой гуманитарной проблеме современного мира: образованию в раннем возрасте. Раннее детство (от рождения до 7 лет) является ключевым этапом развития личности. Огромный потенциал, заложенный в нем, может реализоваться только при условии адекватного раннего обучения. Будущее наций, регионов и стран во многом зависит от того, насколько будут достигнуты цели глобальной программы «Образование для всех». Участники форума обозначили несколько тем, которые связаны с обеспечением целостного и всестороннего развития современных детей, системы воспитания и образования. <...>

Литература
  1. Carlson, S. M., Moses, L. J. & Claxton, L. J. Individual differences in executive functioning and theory of mind: An investigation of inhibitory control and planning ability // Journal of Experimental Child Psychology. 2004. № 87.
  2. Carlson, S. M., Beck, D. M. Symbols as tools in the development of executive function. In: A. Winsler, C. Fernyhough, & I. Montero (Eds.). Private Speech, Executive Functioning, and the Development of Verbal Self-regulation. New York, 2009.
  3. Carneiro P., Heckman, J. Human Capital Policy. Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research Working Paper Series. 2003.
  4. Davidson, M. C., Amso, D., Anderson, L. C., Diamond, A. Development of cognitive control and executive functions from 4–13 years: evidence from manipulations of memory, inhibition, and task switching // Neuropsychologia. 2006. 44.
  5. Diamond, A. The Early Development of Executive Functions. In: E. Bialystok, F. Craik. Lifespan Cognition. New York, 2006.
  6. Diamond, A., Barnett, S., Thomas, J., & Munro, S. Preschool program improves cognitive control // Science. 2007. № 318.
  7. Elkonin, D. B. Psikhologiya igry. M., 1978.
  8. Hill, E. Evaluating the theory of executive dysfunction in autism // Developmental Review. 2004. № 24.
  9. Hakkarainen, P. Learning and development in play. In: J. Einarsdottir, J. Wagner (Eds.). Nordic childhoods and early education. 183–222. Connecticut: Information Age Publishing. 2006.
  10. Hakkarainen, P. The challenges and possibilities of a narrative learning approach in the Finnish early childhood education system // International Journal of Educational Research. 2008a. № 47.
  11. Hakkarainen, P. Curriculum models of early childhood education. // Early Childhood Practice. 2008b. Vol 10, p.
  12. Hakkarainen, P. Development of motivation in play and narratives. In S. Blenkinshop (ed.). The Imagination in Education: Extending the Boundaries of Theory and Practice. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2009.
  13. Hakkarainen, P., Bredikyte, M. The zone of proximal development in play and learning // Journal of cultural-historical psychology. 2008. 4.
  14. Heckman, J. J. Skill Formation and the Economics of Investing in Disadvantaged Children // Science. 2006. Vol. 312. № 5782.
  15. Hirsh-Pasek, K., Golinkoff, R. M., Berk, L. E., & Singer, D. G. A mandate for playful learning in the preschool: Presenting the evidence. New York, 2009.
  16. Hyson, M. Enthusiastic and engaged learners: Approaches to learning in the early childhood classroom. New York, 2008.
  17. Hughes, C., Graham, A., Grayson, A. Executive functions in childhood: development and disorder. In: Oates J. & Grayson. A. Cognitive and Language Development in Children. Oxford UK. Blackwell Publishing. 2004.
  18. Isquith, P. K., Gioia, G. A, & Epsy, K. A. Executive function in preschool children: Examination through everyday behavior // Developmental Neuropsychology. 2004. 26:1.
  19. Martin, J., Fairlows, L. Executive function: Theoretical concerns. In R. Sokol, U. Muller, J. Carpendale, A. Young & G. Iarocci (Eds). Self and social regulation. Social interaction and the development social understanding and executive functions. New York, 2010.
  20. UNICEF The child care transition, Innocenti Report Card 8, Florence: UNICEF Innocenti Research Centre, 2008.
  21. Vygotsky, L. S. Lektsii po psikhologii detei doshkol’nogo vozrasta. [Lectures on the psychology of preschool age children] In: D. B. El’konin. Psikhologiya igry. M., 1978.
  22. Vygotsky, L. S. Collected works. Vol. 4. New York, 1997.
  23. Zelazo, P. D. & Cunningham W. Executive function: Mechanisms underlying emotion regulation. In J. Gross (Ed.), Handbook of emotion regulation, New York, 2007.
  24. Zelazo, P. D., Muller, U., Frye, D., Marcovitch, S., Argitis, G., Boseovski, J., Chiang, J. K., Hongwanishkul, D., Schuster, B.V., Sutherland A., & Carlson, S. M. The development of executive function in early childhood. Monographs of the Society for Research in Child Development. Serial No. 274, 68 (3). Ann Arbor, MI: Society for Research in Child Development, 2003.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика