Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 69Рубрики 51Авторы 6526Ключевые слова 15190 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ 735

Авдеева Н.Н., кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета "Психология образования" МГППУ, Москва, Россия, nnavdeeva@mail.ru
Хохлачёва И.В., кандидат психологических наук, педагог-психолог детского сада №862, Москва, Россия, hohand@yandex.ru

Аннотация

В статье представлено исследование взаимосвязи качества привязанности ребенка к матери, характера взаимодействия в диаде и протекания адаптации к ДОУ у детей раннего возраста. В исследовании принимали участие 52 пары «мать-ребенок». В качестве методов исследования использовались: анализ листов адаптации; беседа с воспитателями, направленная на выявление особенностей адаптационного периода ребенка, а также проявлений привязанности к матери; наблюдение за поведением детей в группе (в том числе при встрече и расставании с матерью, во время свободной игры, общения со взрослыми и сверстниками); анкетирование родителей с целью выявления особенностей адаптации и характера привязанности к матери, а также опросники для изучения взаимодействия родителей с детьми («Взаимодействия родитель-ребенок» И. М. Марковской и «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» Е. И. Захаровой). Результаты исследования показали, что благоприятное протекание адаптации происходит у детей с надежной привязанностью и при высоком уровне эмоционального взаимодействия матери с ребенком. Неблагоприятная адаптация отмечается у детей с ненадежной привязанностью и дефицитом позитивного эмоционального взаимодействия и отношения матери к ребенку.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время. Еще Н. М. Аксарина, выделяя трудности адаптации ребенка к детскому саду в отдельную проблему, приводила пример с пересаженным деревом, требующим особого ухода и заботы садовника. Разлука с матерью, разрушение сложившихся стереотипов жизнедеятельности, новая обстановка, незнакомые люди, отсутствие точек соприкосновения с привычной жизнью – все это факторы, вызывающие стресс и часто приводящие к социальной и психологической дезадаптации ребенка.

Следует отметить, что в рамках решения данной проблемы в педагогике раннего возраста разработан комплекс мероприятий, способствующих адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Это рекомендации по индивидуальному подходу на основе тщательно разработанных анкет и вопросников для родителей, посещение семей будущих воспитанников и пр. Тем не менее, попытки определить точки соприкосновения семьи и дошкольного учреждения, разработать общие подходы к ребенку оказались малоэффективными. Дети приходили в группу с любимой игрушкой, слышали свое «домашнее» ласкательное имя, ходили за руку с понравившимся воспитателем, но продолжали страдать от разлуки с близкими, нарушения привычного образа жизни [8].

Существенную помощь в решении проблемы оказали научно-практические разработки психологов (Н. М. Аксарина, К. Л. Печора, Л. Г. Голубева, Н. П. Жукова, Р. В. Тонкова-Ямпольская). Исследование характера и длительности протекания периода приспособления позволило определить целый ряд факторов, оказывающих влияние на течение адаптации: возраст, состояние здоровья, уровень психического развития, индивидуальные особенности психологической направленности, темперамент, прошлый опыт социальной адаптации [3; 7; 9]. В работах Л. Н. Галигузовой была установлена зависимость между адаптацией ребенка к дошкольному учреждению и развитию у него потребности в общении. Так, причиной трудного привыкания ребенка к яслям может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения и становлением новой деятельности с предметами, для которой необходимо сотрудничество со взрослым. Другим фактором, влияющим на адаптацию, является становление потребности в общении со сверстниками [6].

<...>

Литература
  1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец. М., 2006.
  2. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М., 2003.
  3. Аксарина Н. М., Ладыгина Н. Ф. Развитие и задачи воспитания детей в возрасте третьего года жизни. М., 1980.
  4. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004.
  5. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лебедева Н. Н., Лидерс А. Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2007.
  6. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. М., 1996.
  7. Печера К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 1986.
  8. Теплюк С. Н. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2006. № 3.
  9. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. М., 1980.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика