Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Теоретическое и/или полифоническое мышление 931

Зинченко В.П., доктор психологических наук, Действительный член РАО, профессор Института общего среднего образования РАО, профессор МГППУ, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии ГУ-ВШЭ, академик, главный редактор научного журнала "Культурно-историческая психология", член редакционного совета научного журнала «Экспериментальная психология». E-mail: zinchRAE@yandex.ru, Москва, Россия, zinchRAE@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена 80-летию выдающегося психолога и педагога – В. В. Давыдова, разрабатывавшего (совместно с Д. Б. Элькониным) психологические основы и педагогическую практику развивающего образования. Центром разработанной ими программы было развитие теоретического мышления и формирование у школьников готовности к мысли и способности к понятийному мышлению. В статье сделана попытка применить развитые В. В. Давыдовым представления о теоретическом мышлении к анализу мышления как такового. Наибольшее внимание уделено рефлексии и интуиции.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Независимость мысли от государства – вопрос государственной важности. С. С. Аверинцев

Более полувека тому назад Д. Б. Эль­конин и В. В. Давыдов задумали создать систему развивающего обучения. Акцент в обучении они решили поставить на раз­витии мышления, исходя при этом из бес­спорного тезиса, ярко обрисованного Э. В. Ильенковым: «Школа должна учить мыслить» [23]. Сейчас трудно сказать, по­чему авторам замысла этого показалось недостаточно. Возможно, они чувствовали, что советское время – «не сезон для мыс­ли» (выражение А. М. Пятигорского) и по­этому поставили более безопасную с идео­логической точки зрения задачу: разви­тие теоретического мышления у детей на­чиная с младшего школьного возраста. По­добная экзотика, во всяком случае, сразу, не могла вызвать противодействия со сто­роны идеологически озабоченной власти. А возможно, в этом не было лукавства. Но, скорее всего, Даниил Борисович понимал и принимал такую задачу как «дымовую за­весу», но не разочаровывал своего моло­дого коллегу, увлеченного (не без влияния все того же Э. В. Ильенкова) философской проблематикой диалектического мышле­ния. В. В. Давыдов действительно верил в возможность формирования и развития теоретического мышления у детей. Впро­чем, и с этой его верой было не так просто. В. А. Петровский рассказал мне, как после одного публичного выступления на вопрос: «Верите ли Вы, что развитие теоретическо­го мышления станет повсеместным во всех школах СССР?» В. В. Давыдов ответил: «Я – реалист». Так или иначе, но В. В. Давы­дов резко противопоставил теоретическое (разумное) мышление эмпирическому (рас­судочному) и направил свои усилия на раз­работку концептуальной схемы и приемов учебной деятельности, адекватных зада­чам формирования у школьников теорети­ческого мышления.

<...>

Литература
  1. Адамар Ж. Исследование психологии про­цесса изобретения в области математики. М., 1970.
  2. Бахтин М. М. Работы 20-х годов. Киев, 1994.
  3. Бибихин В. В. Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. М., 2005.
  4. Бибихин В. В. Мир. Курс, прочитанный на фи­лософском факультете МГУ весной 1989 го­да. СПб., 2007.
  5. Бибихин В. В. Язык философии. М., 1993.
  6. Бион Уилфрид Р. Научение через опыт пе­реживания. М., 2008.
  7. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1967.
  8. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982–1984.
  9. Гордеева Н. Д. Экспериментальная психо­логия исполнительного действия. М., 1995.
  10. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Роль реф­лексии в построении предметного действия // Человек. 2001. № 6.
  11. Гринберг Леон, Сор Дарио, Табак де бьян­чеди Элизабет. Введение в работы Био­на: Группы, познание, психозы, мышление, трансформация, психоаналитическая практи­ка. М., 2007.
  12. Гроссман Л. Достоевский. М., 1965.
  13. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  14. Дьюи Дж. Психология и педагогика мыш­ления. М., 1999.
  15. Зинченко В. П. Готовность к мысли // Во­просы психологии. 2005. № 4.
  16. Зинченко В. П. Доопытная готовность овладения словом и приобщения к культуре // Культурно-историческая психология. 2010. № 2.
  17. Зинченко В. П. Мысль и слово: подходы Л.С. Выготского и Г.Г. Шпета // Точки – Puncta, 2003. № 3–4.
  18. Зинченко В. П. Мысль и слово: подходы Л. С. Выготского и Г. Г. Шпета (продолже­ние раз говора) // Густав Шпет и современ­ные проблемы гуманитарного знания. М., 2006.
  19. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические осно­вы построения системы развивающего обу­чения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова). М., 2002.
  20. Зинченко В. П. Саморазвитие духа (памяти друга) // Вопросы психологии. 1998. № 5.
  21. Зинченко В. П. Теоретические проблемы психологии восприятия // Инженерная психо­логия. М., 1964.
  22. Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Про­блема объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. № 7.
  23. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыс­лить. М.-Воронеж, 2002.
  24. История одной конференции, рассказан­ная В. В. Давыдовым Жаку Карпею 13.06.94 // Культурно-историческая психология. 2005. № 1.
  25. Мамардашвили М. К. Кантианские вариа­ции. М., 1997.
  26. Мандельштам О. Слово и культура. Разго­вор о Данте. Статьи. Рецензии. М., 1987.
  27. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о «Дон Кихоте». М., 1977.
  28. Петров М. К. Философские проблемы «на­уки о науке». Предмет социологии науки. М., 2006.
  29. Пятигорский А. М. Мышление и наблюде­ние. Четыре лекции по обсервационной фи­лософии. Рига, 2002.
  30. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. Т. 2. М., 1990.
  31. Флоренский Павел, священник. Детям моим. Воспоминания прошлых дней и др. М., 1992.
  32. Франк С. Л. Живое знание. Берлин, 1923.
  33. Хайдеггер М. Исток художественного тво­рения. Избранные работы разных лет. М., 2008.
  34. Цукерман Г. А. Условия развития реф­лексии у шестилеток // Вопросы психологии. 1989. № 2.
  35. Цукерман Г. А. Идея рефлексивного раз­вития как ценностное основание психологии учебной деятельности // Первые чтения памя­ти В. В. Давыдова. Рига-М.,1999.
  36. Цукерман Г. А. Развитие рефлексии по­средством обучения // Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской. М., 2005.
  37. Шпет Г. Г. Philosophia Natalis. Избран­ные психолого-педагогические труды / Отв. редактор-составитель Т. Г. Щедрина. М., 2006.
  38. Шпет Г. Г. Мысль и слово. Избранные тру­ды. М., 2005.
  39. Шпет Г. Г. Искусство как вид знания. Из­бранные труды по философии культуры. М., 2007.
  40.  Шпет Г. Г. Философские этюды. М., 1994.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика