Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Антропологические перспективы научной школы В. В. Давыдова 798

Слободчиков В.И., доктор психологических наук, заведующий лабораторией психологической антропологии Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, Москва, Россия, dir-irdorao@yandex.ru
Исаев Е.И., доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии, факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, eiisaev@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются возможности и перспективы научной школы В. В. Давыдова в психолого-педагогическом обосновании развития целостного человека – полноценного развития его физических, психических, социальных и духовных способностей и качеств, становления в образовании «собственно человеческого в человеке». В научной школе В. В. Давыдова выработан категориальный ряд и теории развивающего образования. Авторами предложено оригинальное толкование основной проблемы соотношения образования и развития. Обосновывается необходимость введения категорий «возрастно-нормативная модель развития» и «модель образовательного процесса и педагогической деятельности ступени образования» в обосновании образования как антропо-практики – практики становления целостного человека. Исследуется антропологический потенциал разработанной в научной школе теории учебной деятельности, перспективы реализации теории учебной деятельности на средней и старшей ступенях школы.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Научная школа В. В. Давыдова много­гранна: она построена на фундаменталь­ной философско-мировоззренческой осно­ве, содержит мощные теоретико-методо­логические разработки проблем психологии, педагогики, частных методик, имеет полуве­ковой опыт построения принципиально но­вой практики развивающего обучения. Наша статья посвящена лишь некоторым наиболее явным антропологическим перспективам на­учной школы В. В. Давыдова.

Проблема развивающего обучения, без сомнения, является центральной темой тео­ретических и экспериментальных исследо­ваний В. В. Давыдова и его научной школы. Решению именно этой проблемы посвяще­ны три его капитальных труда: «Виды обоб­щения в обучении», «Проблемы развива­ющего обучения», «Теория развивающего обучения». Мы постараемся показать, что концепция развивающего обучения, разра­ботанная В. В. Давыдовым, с самого нача­ла являлась и является до сих пор основой построения принципиально новой образо­вательной – человекоориентированной, гу­манитарной – практики.

Здесь мы хотим сделать одно позици­онное утверждение: всякая практика мо­жет считаться гуманитарной, если она яв­ляется практикой становления «собствен­но человеческого в человеке». Именно в этом состоит один из безусловных вызо­вов отечественному образованию в насто­ящее время. Исторические вызовы совре­менному человечеству – глобальные эко­логические проблемы, мировая угроза тер­роризма, лавинообразный рост информа­ции и интенсивное обновление информа­ционных технологий во всех сферах обще­ственной жизни, высокий динамизм соци­альной жизни и высокая психоэмоциональ­ная напряженность профессиональной де­ятельности – требуют актуализации и мак­симального развития человеческого потен­циала в каждом человеке.

<...>

Литература
  1. Давыдов В. В. Теория развивающего обуче­ния. М., 1996.
  2. Ивошина Т. Г. Психология подростковой школы. Пенза, 2005.
  3. Крылова Н. Б. Культурные практики ребен­ка в образовании // Антропологические осно­вы развивающего дошкольного образования. Сб. ст. М., 2009.
  4. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
  5. Развивающее обучение на путях к подрост­ковой школе / Под ред. Б. Д. Эльконина. М., 2004.
  6. Савиных В. Н. Психолого-педагогические основания позитивного разрешения кризиса отрочества в условиях системы дополнитель­ного образования // Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2009.
  7. Слободчиков В. И. Очерки психологии об­разования. Биробиджан, 2005.
  8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2000.
  9. Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Образова­тельное пространство как пространство раз­вития («школа взросления») // Вопросы пси­хологии. 1993. № 1.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика