Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Теоретическое отношение к действительности в рамках проектной установки как тип личной идентичности 1016

Громыко Ю.В., доктор психологических наук, профессор, директор, Институт опережающих исследований «Управление человеческими ресурсами» им. Е.Л.Шифферса, Москва, Россия, yugromyko@gmail.com

Аннотация

Статья направлена на постановку и осмысление проблемы генезиса теоретического мышления, его смыслa и назначения в современном мире. Генезис теоретического отношения к действительности рассматривается не только в исследовательской или квази исследовательской деятельности, а прежде всего в рамке проектного преобразовательного действия. Это связано с тем, что в рамках последнего невозможна натурализация и овеществление предметности познания, предмета преобразования, по отношению к которому реализуется теоретическое отношение. В статье анализируется исследовательская практика В. В. Давыдова и созданная им типология учебных действий – специфического предметного действия, действия моделирования, действия преобразования моделей. Особое внимание уделено различению и связи двух важнейших пониманий учебной деятельности и учебной задачи – учебной задачи как нахождения общего способа решения целого класса предметно-практических задач (В. В. Давыдов, Л. В. Берцфаи) и учебной задачи как шага преобразования себя (Д. Б. Эльконин, И. И. Ильясов). Поставленная проблема генезиса теоретического отношения к действительности рассматривается в статье с психолого-антропологической, философской и социокультурной позиции.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

При бережном отношении к насле­дию В. В. Давыдова нам важно выявить и определить проблему, решение которой, можно сказать, уже дано в теории учеб­ной деятельности и в практике развиваю­щего образования, но она постоянно тре­бует нового выявления и предложения но­вых средств ее решения. Такой проблемой, безусловно, является генезис и судьба те­оретического мышления школьника и че­ловека вообще. Она существует в разных формах, в том числе и в форме наивно­го вопроса: «А кому нужно в сегодняшней прагматикорыночной и суперкризисной си­туации конца знакомого мира (как ее опре­деляет американский политолог И. Валлер­стайн) теоретическое мышление?»

Важнейшим шагом развития психолого­антропологических представлений, зало­женных в основу теории академика В. В. Да­выдова, является постановка проблемы ге­незиса теоретического отношения челове­ка к действительности. Именно появление теоретического отношения к действитель­ности можно считать процессом инициации вхождения человека в сферу ума как ду­ховную сферу, внутри которой у человека появляется возможность стать участником процессов мышления. В соответствии с те­орией В. В. Давыдова мышление не явля­ется только психической функцией и сами процессы мышления носят общественно­коллективную природу. Но для того чтобы включиться в реальность процессов мыш­ления, индивид должен быть предуготов­лен, причастен к ней.

<...>

Статьи по теме

История психологии, Психология искусства и творчества  |  Рубцов В.В., Коул М., Верч Дж.В., Асмолов А.Г., Эльконин Б.Д., Лекторский В.А., Нечаев Н.Н., Кудрявцев В.Т., Ахутина Т.В., Глозман Ж.М., Фаликман М.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А.

Творческий потенциал культуры и человеческое развитие (круглый стол методологического семинара под руководством В.В.Рубцова и Б.Д. Эльконина)

CrossRef doi:10.17759/chp.2018140406

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика