Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Когнитивные схемы в структуре учебной деятельности 1184

Василев В.К., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, Пловдивский университет им. П. Паисия Хилендарского, Пловдив, Болгария, veselin_vasilev@abv.bg

Аннотация

В статье прослежена история возникновение и развития проблематики когнитивных схем, которые являются основной темой (и соответствующим термином) психологической теории Ж. Пиаже, и американской когнитивной школы. Автором поставлены и обсуждены следующие принципиальные вопросы: имеет ли смысл привносить новый конструкт и термин («когнитивная схема») в научную традицию (в данном случае – в теорию учебной деятельности), в которой он до недавнего времени казался ненужным; возможно ли такое сближение и сотрудничество теории, основанной на гносеологии кантианского типа, и теории, основанной на диалектико-материалистической методологии, которое бы дало полезный для практики результат? Отстаивается позиция такой возможности и приводятся теоретические аргументы в пользу того, что подобное сближение было бы полезным как для самой психологической науки (привело бы к обогащению обеих теорий), так и для широкой образовательной практики.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблематика, связанная с когнитив­ными схемами, обладает особой судьбой в психологической науке. Она появляется на «сцене» науки в работах одного автора­исследователя, потом исчезает на долгие годы, чтобы вновь появиться в работах уже другого, который обычно не указывает на теоретическую связь и преемственность с предшественниками.

Термин «схема» встречается впервые в психологическом употреблении в статье швейцарского психолога и педагога Эду­арда Клапареда еще в 1907 г. и, наверное, остался бы незамеченным, если бы его не цитировал Жан Пиаже в своей знаменитой книге «Речь и мышление ребенка» (1923). Последний вводит термин «схема» в ак­тивное употребление в этой книге неожи­данно, в связи с взаимопониманием меж­ду детьми, которое он объясняет совпа­дением существующих у них умственных схем [18]. Однако Ж. Пиаже заимствует по­нятие «схема» не у Э. Клапареда, а непо­средственно у первоисточника – Иммануи­ла Канта, придавая ему глубину и объясни­тельную силу, какой оно обладает в гносе­ологической системе великого немецкого философа. Конечно, Ж. Пиаже интерпре­тирует «схему» в психологическом част­нонаучном плане, причем сама ее концеп­ция нужна ему прежде всего для объясне­ния генезиса и развития интеллекта в ран­них возрастных периодах.

В масштабной гносеологической систе­ме И. Канта понятие играет особую роль по­средника между интеллектом и чувствен­ным познанием, выступая «посредствую­щим представлением, которое делает воз­можным применение категорий к явлени­ям» и «должно быть чистым (не заключаю­щим в себе ничего эмпирического) и, тем не менее, с одной стороны, интеллектуальным, а с другой – чувственным» [7, с. 226]. Схе­ма оказывается основой и средством систе­матизирования эмпирического многообра­зия «созерцаний», она способствует объ­единению и структурированию чувственно доступных явлений, данных человеку в со­зерцании. «В действительности в основе чи­стых чувственных понятий лежат не образы предметов, а схемы... » [там же, с. 227].

<...>

Литература
  1. Василев В. Рефлексията в познанието, са­мопознанието и практиката. Пловдив, 2006.
  2. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспери­ментальное формирование внимания. М., 1974.
  3. Гуружапов В. А. Учебная деятельность в развивающем обучении (Система Д. Б. Эль­конина – В. В. Давыдова). М., 2008. Ч. І.
  4. Давыдов В. В. Теория развивающего обуче­ния. М., 1996.
  5. Джалдети А., Матеева Б., Божкова И. При­ложение на теорията за етапното формиране на умствените действия към понятието кисе­лина в VІІ клас // Научни трудове на ПУ «П. Хи­лендарски». Пловдив, 1975. Т. 13. №. 6.
  6. Зак А. З. Развитие теоретического мышле­ния у младших школьников. М., 1984.
  7. Кант Им. Критика на чистия разум. София, 1992.
  8. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.
  9. Норман Д. Память и научение. М., 1985.
  10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2009.
  11. Печяк В. Известни психолози за психоло­гията. София, 1987.
  12. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элемен­тарных логических структур. М., 2002.
  13. Рубцов В. В. Организация и развитие со­вместных действий у детей в процессе обуче­ния. М., 1987.
  14. Bartlett F. C. Remembering. Cambridge, 1932.
  15. Piaget J. La naissance de l’intelligence chez l’enfant. Neuchatel, 1936.
  16. Piaget J. Six Psychological Studies. N.Y., 1967.
  17. Piaget J. Piaget’s theory // P. H. Mussen (ed.). Carmichael’s manual of child psychology. N. Y., 1970. V. II.
  18. Piaget J. Le langage et le pensée chez l’enfant.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика