Психологическая наука и образование
2010. Том 15. № 4. С. 91–99
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Генетико-моделирующий метод и диагностика новообразований учебной деятельности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: генетико-моделирующий метод, инструментальный акт, знаковое опосредствование, единица анализа, учебная деятельность, учебная задача, обобщенный способ действия
Рубрика издания: Тематические сообщения
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Медведев А.М. Генетико-моделирующий метод и диагностика новообразований учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 4. С. 91–99.
Фрагмент статьи
<...>
Иногда Л. С. Выготский характеризовал предлагаемый им метод как объективирующий: «Если методика “стимул – реакция” была объективной психологической методикой, ограничивавшей изучение лишь теми процессами, которые в поведении человека уже являлись внешними, то наша методика с полным правом может быть названа объективирующей … Вынося наружу те вспомогательные операции, с помощью которых субъект овладевает той или иной задачей, наша методика делает их доступными для объективного изучения, иначе говоря, объективирует их» [7, с. 78–79].
Наряду с этим в текстах Л. С. Выготского предлагаемый им метод определяется как инструментальный, поскольку предметом исследования выступает инструментальный акт. «… В инструментальном акте, – пишет Л. С. Выготский, – используются психологические свойства внешнего явления, стимул становится психологическим орудием в силу использования его как средства воздействия на психику и поведение. Поэтому всякое орудие является непременно стимулом; если бы оно не было непременно стимулом, т. е. не обладало способностью воздействия на поведение, оно не могло бы быть и орудием. Но не всякий стимул является орудием» [5, с. 106–107].
<...>
Литература
- Агеев В. В., Давыдов В. В., Рубцов В.В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал. 1985. № 4.
- Аршавина Л. И. Развитие аналитических компонентов мышления у младших школьников при различных типах обучения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Киев, 1982.
- Берцфаи Л. В. Формирование двигательного навыка в условиях практической и учебной задачи // Вопросы психологии. 1963. № 4.
- Берцфаи Л. В. Опыт построения методики диагностики учебной деятельности младших школьников // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1981.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. М., 1984.
- Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.
- Гузман Р. Я. Роль моделирования совместной деятельности в решении учебных задач // Вопросы психологии. 1980. № 3.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Зак А. З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.
- Зак А. З. Диагностика интеллектуального развития выпускников начальной школы как оценка рисков обучения в основной школе // Психологическая наука и образование. 2009. № 2.
- Марокова М. В. Формы, уровни и динамика планирующей функции мышления у младших подростков: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2010.
- Рякина С. В. О возможностях активного формирования у младших школьников содержательного анализа (в связи с проблемой использования методики «Кубики Кооса») // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова (отв. ред.), Т. А. Матис. М., 1983.
- Федекин И. Н. Новый метод диагностики сформированности действия планирования // Вестник Международной Ассоциации «Развивающее обучение». 2000. № 7.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3196
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 17
Скачиваний
Всего: 1809
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5