Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Требования к рефлексивно-аналитической компетентности учителя начальных классов с позиций ФГОС * 963

Репина О.К., кандидат психологических наук, начальник научно-исследовательского центра Набережночелнинского государственного педагогического института, Набережные Челны, Россия, orepina@mail.ru

Аннотация

Актуальность работы связана с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предъявлением иных требований к профессионализму учителя. В статье дано представление авторской группы о структуре профессиональных компетенций учителя начальных классов с точки зрения нового стандарта. Более подробно описано содержание рефлексивно-аналитической компетенции как одной из важнейших. Компетенции определены как умения, формирующиеся в ходе профессиональной деятельности, что предполагает отказ от обсуждения задатков и предпосылок к педагогической деятельности. На основе результатов пилотажного исследования показано, в какой последовательности видят педагоги появление отдельных составляющих рефлексивно-аналитической компетенции в ходе своей профессиональной деятельности. Результаты исследования позволяют дать рекомендации для изменения практики подготовки будущих учителей и условий совершенствования профессионального мастерства учителя. Продемонстрирован образец экспертного листа как вариант внешних требований и способа оценки рефлексивно-аналитической компетенции учителя.

Ключевые слова: аттестация, компетенции, образовательные стандарты, структура профессиональных компетенций учителя, рефлексивно-аналитические компетенции, экспертиза в образовании

Рубрика: Тематические сообщения

Тип: научная статья

* Исследование выполнено в рамках федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы», госконтракт № П612 от 07.08.2009.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

<...>

В нашей работе в структуре профес­сиональной компетенции учителя выде­лено девять компетенций: методическая, организационная, социальная, коммуни­кативная, информационная, рефлексивно­аналитическая, правовая, результатив­ность, профессиональные знания.

В этой работе внимание уделено толь­ко рефлексивно-аналитической компетен­ции ввиду ее особой важности и специфич­ности. Рефлексия является важнейшей ха­рактеристикой теоретического мышления, формируемого у школьников. Но для того чтобы рефлексивные способности были сформированы у детей, сам учитель дол­жен обладать хотя бы основами рефлек­сивного анализа.

Под рефлексивно-аналитической ком­петенцией мы понимаем умение педагога осуществлять аналитическое (логически обоснованное) осмысление своей педаго­гической деятельности и принимать реше­ния по ее оптимизации.

Для формирования нового педагогиче­ского профессионализма учителя должны быть заданы развернутые требования к его профессиональной деятельности, в част­ности к рефлексивно-аналитическим уме­ниям. На основании анализа нормативных документов нами было определено следу­ющее содержание этой компетенции учи­теля.

  1. Умеет оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком основной образовательной программы.
  2. Умеет ставить цели на успехи в пред­метной сфере учащихся.
  3. Умеет ставить цели на достижение учащимися метапредметных результатов.
  4. Умеет адекватно оценивать текущее состояние и динамику интеллектуального, морального, волевого развития ребенка.
  5. Умеет правильно определять причины недостаточно эффективного продвижения ребенком в освоении образовательной про­граммы. (Умеет правильно (адекватно) вы­делить трудности в освоении учебных пред­метов, возникающие у каждого ученика.)
  6. Умеет оценивать сформированность у учащихся учебных действий (общеучеб­ных умений).
  7. Умеет анализировать существующие программы, сравнивать их по разным осно­ваниям (целям, используемым средствам и др.).
  8. Умеет выбирать и применять совре­менные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставлен­ным целям.

<...>

Литература
  1. Ахмеров Р. А. Определения поня­тий «компетенции» и «компетентность» в проектах нормативных документов. Р. А. Ахмеров, Н. Г. Хакимова, О. В. Ха­пикова // Теория и практика непрерыв­ного психолого-педагогического обра­зования: проблемы, поиски, перспекти­вы. Материалы Международной научно­практической конференции 12–13 ноября 2009 года. г. Казань. Казань, 2009.
  2. Оценка профессиональной компетентно­сти бакалавров и магистров образования: Методические рекомендации / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 2008.
  3. Репина О. К. Перечень и содержание компетенций педагогов согласно ФГОС ОО и другим нормативно-правовым доку­ментам / Психология образования: психо­логическое обеспечение «новой школы» (Москва, 27–29 января 2010 г.). Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. М.: Общероссийская об­щественная организация «Федерация психологов образования России», 2010.
  4. Федеральный государственный образо­вательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. Проект [Электронный ресурс] / Министерство об­разования и науки Российской Федерации; рук. разработки проекта: Кезина Л. П., акад. РАО; Кузнецов А. А., акад. РАО; Конда­ков А. М., науч. рук. ИСИО РАО, член-кор. РАО Электрон. дан. М.; Министерство об­разования и науки Российской Федерации, 2009. Режим доступа: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=959, свободный.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика