Соревновательность в ролевой игре как эффективная технология обучения подростков (на примере иностранного языка)

1202

Аннотация

Статья посвящена вопросам применения ролевых игр, предназначенных для обучения подростков иностранному языку. Обсуждаются преимущества использования ролевых игр в процессе преподавания по сравнению с другими традиционными формами обучения. Подробно представлены психолого-педагогические функции ролевой игры. Проведен анализ отечественного и зарубежного подходов к включению ролевых игр в процесс обучения. Продемонстрировано принципиальное различие в использовании ролевых игр в российской и зарубежной педагогической практике. Обосновывается актуальность применения ролевых игр при обучении подростков, взаимосвязь способов построения игровых методик с возрастными особенностями подросткового периода, а также влияние ролевых игр на развитие детей этого возраста, обусловленное сменой ведущих мотивов и возрастающей ролью мотива самоутверждения. Раскрывается положение, что введение элемента соревновательности в ситуацию ролевой игры может существенно повысить уровень учебной мотивации подростков и стать стимулом к изучению иностранного языка. Обсуждается образец ролевой игры, разработанной в соответствии с гипотезой исследования.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, ролевая игра, спад учебной мотивации, межличностная коммуникация, мотив самоутверждения, элемент соревновательности

Рубрика издания: Педагогическая психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рубцова О.В. Соревновательность в ролевой игре как эффективная технология обучения подростков (на примере иностранного языка) // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 5. С. 37–42.

Литература

  1. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. М., 1984.
  2. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1982.
  3. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1988.
  4. Реан А. А. (ред.) Психология подростка. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей. М., 2003.
  5. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  6. Broich Josef. Rollenspiel-Praxis. Berlin, 1999.
  7. Desroches Antoine. Réflexions sur l’adolescence. La crise d’adolescence. Tours, France. URL: http://actupsy.free.fr/adokrisis.html.
  8. Diel Paul. Psychologie de la motivation. Paris, 1991.
  9. Feiring C., Lewis M. The transition from middle childhood to early adolescence: sex differences in the social network and perceived self-competence. Sex roles, 1991//24 (7–8).
  10. Lafienière P. J. Une perspective développementale du rôle des pairs dans le processus de socialisation. In: F. Durning et R. E. Tremblay (dir.), Relation entre enfants. Recherche et interventions éducatives. Paris, 1988.
  11. Mucchielli. Les jeux de rôle. Paris, 1983.
  12. Olusegan Agboola Sogunro (USA, CT). Efficacy of role-playing pedagogy in training leaders: some reflections. Journ. of Management Development. Vol. 23. Iss. 4.
  13. Tabensky Alexis. Spontanéité et interaction: le jeu de rôle dans l’enseignement des langues étrangères. Paris, 1997.
  14. FLENET. URL: http://flenet.rediris.es/actipedago. html (Français langue étrangère et Internet, site pédagogique).
  15. IUFM de Paris. URL: http://www.paris.iufm.fr (site pédagogique, France).
  16. Futurelab. URL: http://www.futurelab.org.uk/ (innovation in education/United Kingdom pedagogy site).

Информация об авторах

Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология имени проф .Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», руководитель «Центра междисциплинарных исследований современного детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3902-1234, e-mail: ovrubsova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2463
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1202
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2