Психологическая наука и образование
2010. Том 15. № 5. С. 37–42
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Соревновательность в ролевой игре как эффективная технология обучения подростков (на примере иностранного языка)
Аннотация
Статья посвящена вопросам применения ролевых игр, предназначенных для обучения подростков иностранному языку. Обсуждаются преимущества использования ролевых игр в процессе преподавания по сравнению с другими традиционными формами обучения. Подробно представлены психолого-педагогические функции ролевой игры. Проведен анализ отечественного и зарубежного подходов к включению ролевых игр в процесс обучения. Продемонстрировано принципиальное различие в использовании ролевых игр в российской и зарубежной педагогической практике. Обосновывается актуальность применения ролевых игр при обучении подростков, взаимосвязь способов построения игровых методик с возрастными особенностями подросткового периода, а также влияние ролевых игр на развитие детей этого возраста, обусловленное сменой ведущих мотивов и возрастающей ролью мотива самоутверждения. Раскрывается положение, что введение элемента соревновательности в ситуацию ролевой игры может существенно повысить уровень учебной мотивации подростков и стать стимулом к изучению иностранного языка. Обсуждается образец ролевой игры, разработанной в соответствии с гипотезой исследования.
Общая информация
Ключевые слова: подростковый возраст, ролевая игра, спад учебной мотивации, межличностная коммуникация, мотив самоутверждения, элемент соревновательности
Рубрика издания: Педагогическая психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Рубцова О.В. Соревновательность в ролевой игре как эффективная технология обучения подростков (на примере иностранного языка) // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 5. С. 37–42.
Литература
- Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. М., 1984.
- Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1982.
- Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1988.
- Реан А. А. (ред.) Психология подростка. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей. М., 2003.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
- Broich Josef. Rollenspiel-Praxis. Berlin, 1999.
- Desroches Antoine. Réflexions sur l’adolescence. La crise d’adolescence. Tours, France. URL: http://actupsy.free.fr/adokrisis.html.
- Diel Paul. Psychologie de la motivation. Paris, 1991.
- Feiring C., Lewis M. The transition from middle childhood to early adolescence: sex differences in the social network and perceived self-competence. Sex roles, 1991//24 (7–8).
- Lafienière P. J. Une perspective développementale du rôle des pairs dans le processus de socialisation. In: F. Durning et R. E. Tremblay (dir.), Relation entre enfants. Recherche et interventions éducatives. Paris, 1988.
- Mucchielli. Les jeux de rôle. Paris, 1983.
- Olusegan Agboola Sogunro (USA, CT). Efficacy of role-playing pedagogy in training leaders: some reflections. Journ. of Management Development. Vol. 23. Iss. 4.
- Tabensky Alexis. Spontanéité et interaction: le jeu de rôle dans l’enseignement des langues étrangères. Paris, 1997.
- FLENET. URL: http://flenet.rediris.es/actipedago. html (Français langue étrangère et Internet, site pédagogique).
- IUFM de Paris. URL: http://www.paris.iufm.fr (site pédagogique, France).
- Futurelab. URL: http://www.futurelab.org.uk/ (innovation in education/United Kingdom pedagogy site).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2463
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 1202
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2