Особенности позиции среднестатусного подростка в системе отношений школьного класса

2064

Аннотация

Представлены результаты исследования, направленного на изучение особенностей взаимоотношений среднестатусного младшего подростка в ученической группе. Рассматриваются вопросы, касающиеся специфической функции таких учащихся, заключающейся в стабилизации интрагрупповых отношений и налаживании благоприятного климата в школьном классе. В исследовании приняли участие 198 учеников 5- и 6-х классов общеобразовательных школ Москвы в возрасте 10–12 лет. Применялся комплекс социально-психологических методов и методических приемов: социометрия, аутосоциометрия, референтометрия, аутореферентометрия, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе. Полученные результаты показывают статистически значимые отличия положения подростков со средним статусом в ученической группе от позиций представителей других статусных категорий. Показано, что именно со среднестатусными учащимися связаны групповые ожидания школьников-подростков.

Общая информация

Ключевые слова: среднестатусный член группы, младший подросток, социометрическая, референтометрическая группа, неформальная властная структуры группы

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Никулин С.А., Сачкова М.Е. Особенности позиции среднестатусного подростка в системе отношений школьного класса // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 5. С. 60–67.

Литература

  1. Алешина Ю. Е., Коноводова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. 1988. № 3.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  3. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общ. и возраст. особенности. Минск, 2000.
  4. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.
  5. Крупенин А. Л., Петровский В. А. Межиндивидуальное влияние // Личность в общении и деятельности. Ульяновск, 1985.
  6. Михайлов С. Л. Особенности позиции в группе среднестатусных дошкольников при переходе из детского сада в начальную школу: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2006.
  7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1999.
  8. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
  9. Сачкова М. Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса. М.-Воронеж, 2002.
  10. Сидоренков А. В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов н/Д, 2003.

Информация об авторах

Никулин Станислав Алексеевич, аспирант кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: ninepm@mail.ru

Сачкова Марианна Евгеньевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии, Институт общественных наук, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (ФГБОУ ВО РАНХиГС), Профессор кафедры теоретических основ социальной психологии ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2982-8410, e-mail: msachkova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2408
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 2064
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3