Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8149Ключевые слова 19927 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности позиции среднестатусного подростка в системе отношений школьного класса 1576

Никулин С.А., аспирант кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ninepm@mail.ru
Сачкова М.Е., доктор психологических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, ФГБОУ ВО РАНХиГС, Москва, Россия, msachkova@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты исследования, направленного на изучение особенностей взаимоотношений среднестатусного младшего подростка в ученической группе. Рассматриваются вопросы, касающиеся специфической функции таких учащихся, заключающейся в стабилизации интрагрупповых отношений и налаживании благоприятного климата в школьном классе. В исследовании приняли участие 198 учеников 5- и 6-х классов общеобразовательных школ Москвы в возрасте 10–12 лет. Применялся комплекс социально-психологических методов и методических приемов: социометрия, аутосоциометрия, референтометрия, аутореферентометрия, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе. Полученные результаты показывают статистически значимые отличия положения подростков со средним статусом в ученической группе от позиций представителей других статусных категорий. Показано, что именно со среднестатусными учащимися связаны групповые ожидания школьников-подростков.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Алешина Ю. Е., Коноводова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. 1988. № 3.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  3. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общ. и возраст. особенности. Минск, 2000.
  4. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.
  5. Крупенин А. Л., Петровский В. А. Межиндивидуальное влияние // Личность в общении и деятельности. Ульяновск, 1985.
  6. Михайлов С. Л. Особенности позиции в группе среднестатусных дошкольников при переходе из детского сада в начальную школу: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2006.
  7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1999.
  8. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
  9. Сачкова М. Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса. М.-Воронеж, 2002.
  10. Сидоренков А. В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов н/Д, 2003.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика