Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Индивидуальные достоинства как предикторы качества жизни младших школьников 1311

Волчегорская Е.Ю., доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики, психологии и предметных методик факультета подготовки учителей начальных классов Челябинского государственного педагогического университета, Россия

Аннотация

В статье представлены результаты исследований характера взаимосвязи между индивидуальными достоинствами младших школьников и показателями субъективного качества жизни детей. Материалы получены в процессе изучения 154 учащихся третьих классов с использованием опросников «Качество жизни» и «Оценка достоинств ребенка». Имеющиеся данные позволили сделать вывод, что любовь к знаниям, энтузиазм и увлеченность, доброта, справедливость и великодушие, а также стремление к признанию успехов являются залогом благополучия личности ребенка. Наиболее выраженная зависимость выявлена между индивидуальными достоинствами ребенка и показателями его эмоционального, социального и школьного благополучия. Обращается внимание, что здесь статистически установлен вклад ряда показателей индивидуальных достоинств детей в осознание ими качества жизни.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Качество жизни – чрезвычайно широкое и многоаспектное понятие, которое вошло в научный оборот в 60-е годы ХХ века и активно рассматривается в настоящее время специалистами самых разных областей науки. Многоуровневая проблема качества жизни базируется на синтезе двух подходов к осмыслению жизни – «объективном» и «субъективном», что во многом определяет плюрализм мнений по этой проблеме в современной научной литературе. «Объективный» подход предполагает оценку качества жизни через систему объективных показателей, включающих социальные индикаторы (здоровье, образование и обучение, занятость и качество трудовой жизни, время и отдых, доступность товаров и услуг, физическое окружение) и ряд информационных показателей, необходимых для оценки качества жизни, но не являющихся, по мнению экспертов, его непосредственными характеристиками (показатели национального дохода, объем и виды социального обслуживания; расходы на личное потребление населения, плотность населения и др.). «Объективный» подход, обладая рядом достоинств, тем не менее, не дает возможность получить информацию, как сам человек оценивает собственную жизнь [5]. Очень часто «хорошие» жизненные условия сталкиваются с негативной индивидуальной оценкой, и наоборот [3]. По мнению представителей «субъективного» подхода, этот недостаток компенсируется, если исследовать качество жизни через призму сознания субъекта. Поэтому в противовес объективным критериям, определяемым социально-экономическим потенциалом общества, в качестве субъективных показателей благополучия человека выступают степень удовлетворения индивидуальных потребностей, самочувствие, удовлетворенность жизнью, счастье. В свою очередь, в структуре субъективного качества жизни выделяют два компонента: аффективный и когнитивный. Если когнитивная оценка состоит в оценивании своей жизни путем сравнения с жизненными условиями других людей, то аффективная оценка предполагает эмоциональное восприятие личностью собственного существования. Эта эмоциональная оценка качества жиз- ни определяется четырьмя составляющими – физическим, психическим, социальным и духовным функционированием ин- дивида [1, с. 16].

<...>

Литература
  1. Гордеев В. И., Александрович Ю. С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QОL) – новый инструмент оценки развития детей. СПб., 2001.
  2. Новик А. А., Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. М., 2002.
  3. Рейзема Я. В. Качество жизни и общественное благо // Образ жизни в условиях перестройки: Динамика, тенденции, противоречия / Под ред. А. А. Возьмитель. М., 1992.
  4. Селигман М. Позитивная психология. М., 2006.
  5. Diener E. Measuring Quality Of Life: economic, social and subjective indicators // Social Indicators Research. 1997. № 40.
  6. Ryff C. D., Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journ. of Personality and Social Psychology. 1995. № 69.
  7. Varni J. W., Seid M., Kurtin P. S. The PedsQL™ 4.0: Reliability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory™ Version 4.0 Generic Core Scales in healthy and patient populations // Med Care. 2001. №
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика