Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 6869Ключевые слова 16198 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психолого-педагогическая экспертиза настольных игр 12661

Салмина Н.Г., доктор психологических наук, профессор кафедры «Психологии образования и педагогики» факультета психологии МГУ, профессор кафедры возрастной психологии МГППУ, Москва, Россия, salmina2005@yandex.ru
Тиханова И.Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета «Психология образования» МГППУ, Москва, Россия, tihan@bk.ru

Аннотация

В статье рассмотрена роль игр настольного типа в познавательном и личностном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обозначены дискуссионные вопросы о генезе настольных игр и отнесении их к более общему виду игр – играм с правилами. Выделены специфические признаки игр настольного типа, отличающие их от других игр. Выдвинут тезис о влиянии настольных игр на формирование метакогнитивных умений. Описаны и обоснованы критерии психологической экспертизы настольных игр. Обозначены основные и дополнительные критерии психологической экспертизы. К первым отнесены: привлекательность игры (желание сыграть), сфера развития (какие умения формируются в игре), описание центрального умения (его структуры и последовательности операций), сопутствующих умений, возраст, на который ориентирована игра. В качестве дополнительных критериев выделены: доступность использования игрового материала (определяемая рядом условий, учет которых существенно влияет на возможность организации игровой деятельности ребенком) и качество материала. Указано значение психолого-педагогической экспертизы настольных игр.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Роль игры в жизни человека

Проблема игры и ее роль в психическом развитии всегда занимала одно из центральных мест в психологической литературе в силу ее значимости, поскольку игра рассматривается как особая форма передачи опыта, созданная обществом для управления развитием детей. Несмотря на широкий спектр обсуждаемых вопросов, входящих в эту про­блему, многие из них продолжают оставаться дискуссионными или вовсе не обсуждаемыми. К одному из таких вопросов относится и пси­хологический анализ настольных игр, их роль в психическом развитии детей, связь с други­ми видами игр и учебной деятельностью.

В психологических исследованиях подчер­кивается значимость игры для развития ре­бенка. До сих пор ведется научная дискуссия о ее роли в различные периоды жизни чело­века. Наряду с классическим представлением о ведущей роли игры в дошкольном возрас­те рассматривается ее влияние на познава­тельное, личностное, социальное и професси­ональное становление человека в других воз­растах [1; 8; 15; 16; 19].

<...>

Литература
  1. Берлянд И. Е. Игра как феномен сознания. Ке­мерово, 1992.
  2. Библер В. С., Берлянд И. Е., Кондратов Р. Р. Сознание – доминанта психической жизни до­школьника // Современное состояние и перспек­тивы развития обучения. Красноярск, 1990.
  3. Вересов Н. Н. Ведущая деятельность в психо­логии развития: понятие и принцип // Культурно­историческая психология. 2005. № 2.
  4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.
  5. Давыдов В. В., Зинченко В. П., Талызина Н. Ф. Проблема деятельности в работах А. Н. Леонтье­ва // Вопросы психологии. 1982. № 4.
  6. Каплунович И. Я. Развитие пространственного мышления школьников в процессе обучения ма­тематике. Новгород, 1996.
  7. Кравцова Е. Е. Понятие возрастных психоло­гических новообразований в современной пси­хологии развития // Культурно-историческая пси­хология. 2005. № 2.
  8. Левада Ю. А. Игровые структуры в системе со­циального действия. Систематические исследо­вания. М., 1984.
  9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игры с пра­вилами в дошкольном возрасте. М., 2002.
  10. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведе­ние: стратегии познания, помощь, противодей­ствие, конфликт. М., 2000.
  11. Пиаже Ж. Избранные психологические тру­ды. Психология интеллекта. Генезис числа у ре­бенка. Логика и психология. М., 1969.
  12. Смирнова Е. О., Салмина Н. Г., Тиханова И. Г. Психологическая экспертиза игрушки // Психологическая наука и образование. 2008. № 3.
  13. Смирнова Е. О., Филиппова И. В. Образная игрушка как средство развития сознания до­школьника // Психологическая наука и образова­ние. 2008. № 3.
  14. Сэйфер С. Высокоразвитая игра и ее роль в развитии и обучении // Психологическая наука и образование. 2010. № 3.
  15. Хейзинга Й. Homo Ludens: Опыт преодоле­ния игрового элемента культуры // Homo Ludens. В тени завтрашнего дня / Общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. М., 1999.
  16. Щедровицкий Г. П. Методологические осно­вания к педагогическому исследованию игры. Избранные труды. М., 1995.
  17. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  18. Якиманская И. С. Развитие пространственно­го мышления школьников. М., 1980.
  19. Erik H. Erikson. Toys and reasons. Stages in Rit­ualisation of Experience. W. W. Norton&Company. INC. N.Y., 1977.
По этой теме ищут:

Эльконин Д.Б. Психология игры.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения.

Миллер С. Психология игры.

Тендрякова М.В. Старые и новые лики игры: игровая специфика виртуального пространства // Культурно-историческая психология. 2008. №2. – C. 60 - 68

Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика