Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8013Ключевые слова 19561 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Развитие мотивации в младшем школьном возрасте 3222

Кулагина И.Ю., кандидат психологических наук, профессор, кафедра возрастной психологии имени проф. Л.Ф. Обуховой, Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, dissovetmgppu@mail.ru
Гани С.В., старший научный сотрудник Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, s.v.gani@mail.ru

Аннотация

В статье представлены результаты исследования развития мотивации младших школьников – на уровне деятельности (учебная мотивация) и на надситуативном уровне (мотивация, отражающая отношение к миру и себе, и определяющая основные тенденции поведения – гедонистическая, эгоцентрическая, духовно-нравственная). Показано сужение круга учебных мотивов современных детей по сравнению с 50–70-ми годами ХХ века, ослабление общей учебной направленности к концу младшего школьного возраста, сохранение игровых мотивов на протяжении всего периода, развитие духовно-нравственной мотивации.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Младший школьный возраст – возрастной период, менее изученный, чем дошкольное детство и отрочество. Наиболее полные данные мы имеем относительно интеллектуального развития младших школьников, его зависимости от системы обучения в начальных классах. О личностном развитии и, в частности, развитии мотивации сведений меньше.

В отечественной психологии стали классическими работы, выполненные в середине и конце прошлого века в научной школе Л. И. Божович (Москва) и М. В. Матюхиной (Волгоград). В них показан широкий спектр учебных мотивов, присущих младшим школьникам.

Учебная мотивация включает в себя три группы мотивов: познавательные мотивы, социальные мотивы учения и мотивы достижения [1]; [12]; [13]; [4]. К первой группе относятся мотивы, непосредственно связанные с содержанием и процессом учения. Вторую группу представляют широкие социальные (стремление хорошо окончить школу, поступить в институт, долг и др.) и узколичные мотивы. Их возникновение связано с системой отношений, в которую вовлечен ребенок.

<...>

Литература
  1. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьни­ков // Психология в вузе. 2008. № 5.
  2. Власова Н. Н. Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста. Дисс. … канд. психол. наук. М., 1977.
  3. Гани С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте. Дисс. … канд. психол. наук. М., 2009.
  4. Гуткина Н. И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследо­вание) // Культурно-историческая психология. 2007. № 2.
  5. Дусавицкий А. К., Репкин В. В. О развитии по­знавательных интересов младших школьников // Вопросы психологии. 1975. № 3.
  6. Кулагина И. Ю. Проблемы доминирующей мотивации в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева // Московская психологическая школа. История и современность / Под ред. В. В. Рубцова. Т. 4. М., 2007.
  7. Кулагина И. Ю. Мотивация отстающих в уче­нии школьников // Журнал практического психо­лога. 2005. № 4.
  8. Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особен­ности развития. М., 2009.
  9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Лич­ность. М., 1975.
  10. Липкина А. И. Психологический анализ тру­да, вложенного в учение // Вопросы психологии. 1983. № 6.
  11. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007.
  12. Маркова А. К. Формирование мотивации уче­ния в школьном возрасте. М., 1983.
  13. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
  14. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986.
  15. Эльконин Д. Б. Психология обучения млад­шего школьника // Психическое развитие в дет­ских возрастах. М.-Воронеж, 1995.
  16. Schiefele H. Lernmotivation und Motivlernen. München, 1978.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика