Декларация в защиту детской игры

479

Общая информация

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: документ

Для цитаты: Декларация в защиту детской игры // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 2. С. 110–111.

Полный текст

Декларация принята 28 сентября 2010 г. участниками семинара «Проблема современной игрушки: исследования и экспертиза». Семинар был приурочен к конференции ЮНЭСКО, посвященной образованию детей младшего возраста.

В настоящее время детство нуждается в защите со стороны специалистов. Телевидение, видео и компьютер, раннее обучение вытесняют традиционные формы детской творческой дея­тельности и, прежде всего, игру. Во многих странах время на детскую игру сокращается, что может иметь тревожные последствия для развития личности детей.

Детская игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный до­суг, которому противостоит целенаправленное обучение и овладение полезными навыками. С другой стороны, игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми тех­нологиями и пр. Такая тактика в подходе к игре может отразиться на его дальнейшей жизни. Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от под­линных источников его развития.

Игра не является ни развлечением, ни методом обучения. Настоящая детская игра – это свободная, самостоятельная деятельность детей, в которой они строят свой мир и совершен­ствуют себя. Играя, ребенок познает предметную реальность, нормы и смысл отношений и в то же время проявляет себя и пробует свои возможности. Отсутствие или недостаток игры в дет­стве приводит к дефициту творческой созидающей деятельности, коммуникативных возмож­ностей, к несамостоятельности и зависимости ребенка от окружающего мира. Только хорошо развитая игра может обеспечить полноценное развитие ребенка.

Понимание фундаментального значения игры в жизни детей существует преимущественно в сознании специалистов. Подавляющее большинство взрослых людей недооценивают роль игры в жизни ребенка. Важнейшей задачей специалистов является просвещение во всех об­ластях, связанных с созданием благоприятных условий и средств для игровой деятельности детей.

Главным средством детской игры являются игрушки. В настоящее время игрушки оцени­ваются главным образом со стороны их санитарно-гигиенических качеств. Однако наряду с требованиями к безопасности нужно понимать, что игрушка – это важнейшее средство воспи­тания и развития детей. Хорошая игрушка имеет огромную значимость в жизни ребенка, она вмещает множество чувств и является проводником во внутренний мир ребенка, связующим звеном в общении с другими.

Современное общество предлагает избыточное количество игровых материалов, сориенти­роваться в которых сложно даже специалисту. В этой связи сегодня задача оценки психолого­педагогических качеств детских игрушек актуальна как никогда.

Мы считаем необходимым стремиться к тому, чтобы дети получали качественные игрушки, помогающие хорошо играть. Для этого необходима подготовка квалифицированных экспертов и создание экспертной службы в различных городах и странах.

Мы видим свои задачи в том, чтобы:

  • Утверждать ценность игры для гармоничного развития ребенка;
  • Проводить квалифицированное экспертное психолого-педагогическое обследование игрушек, включающее определение их возрастного диапазона;
  • Привлекать внимание родителей, педагогов, общественности к адекватным игрушкам, популяризировать их в печатных и электронных СМИ, таким образом способствовать пол­ноценной игре детей.

Право на нормальное детство не ограничивается материальным обеспечением и юридиче­скими правами ребенка. Важнейшее право ребенка – право на игру как свободную детскую дея­тельность, для которой необходимы время, пространство и соответствующие игровые матери­алы. Наша общая цель – способствовать сохранению и развитию игры и предоставлять воз­можность выбора адекватных игрушек.

Мы, детские психологи и педагоги, эксперты в области детских игровых материалов из раз­ных стран, предлагаем включить данную Декларацию – положение о защите детской игры и о психолого-педагогической экспертизе игрушек в пакет материалов конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста в Москве.

Декларацию подписали:

со стороны Швеции:

Кристер Свенссон – глава научно-исследовательской организации SITREC (Стокгольмский международный центр исследования игрушек), генеральный директор фирмы Play Design Sweden AB, г. Стокгольм, Швеция.

Андерс Нельсон – доктор педагогических наук, университет, г. Хальмштадт, Швеция.

со стороны Германии:

Михаэль Брандль – обучающий терапевт, руководитель педагогического отдела центра «Athemreich» г. Мюнхен, член правления «Spiel gut» - экспертной организации в сфере детской игры и игрушек г. Ульм, Германия.

Этьен Рош – эксперт и администратор «Spiel gut» – экспертной организации в сфере дет­ской игры и игрушек, инженер, архитектор, г. Ульм, Германия.

со стороны России:

Елена Смирнова докт. психол. наук, профессор, руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, Москва, Россия.

Елена Абдулаева – педагог-психолог высшей категории, методист Московского городско­го центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, Москва, Россия.

Соколова М.В. канд. психол. наук, методист Московского городского центра психолого­педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, Москва, Россия.

Метрики

Просмотров

Всего: 3027
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 479
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0