Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Личностные ресурсы родителя ребенка, посещающего инклюзивную группу ДОУ 1430

Хорошева Е.В., педагог-психолог Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Пресненский», Москва, Россия, katekhorosheva@yandex.ru

Аннотация

В данной статье представлены результаты эмпирического исследования экзистенциальной исполненности и жизнестойкости у родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проблема исследования состояла в выявлении и изучении факторов, помогающих членам семьи выдерживать хроническое напряжение и успешно справляться с текущими задачами воспитания и социализации ребенка с нарушением в развитии. Гипотеза заключалась в том, что наличие у родителей личностных ресурсов влияет на качество жизни семьи, помогая ее членам успешно совладать со стрессом. Исследование проводилось на базе московского психологического центра и дошкольных образовательных учреждений, имеющих инклюзивные группы. В нем приняли участие 50 семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проанализированы факторы, препятствующие возникновению стресса, с позиций разных теоретических парадигм. Обнаружены личностные ресурсы родителей, такие как принятие риска и персональная открытость.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Психологами и психотерапевтами разных направлений признается решающая роль семьи в формировании личности ребенка, так как через взаимоотношения в семье ребенок усваивает способы взаимодействия с миром. Для ребенка с нарушением в развитии семья приобретает особую значимость, поскольку он нуждается в опеке и поддержке со стороны всех ее членов, при благоприятных условиях семья является развивающей средой для ребенка и способствует его социализации. По данным отечественных и за-рубежных авторов, родители ребенка с нарушением в развитии испытывают хроническое психо-эмоциональное напряжение, связанное с негативными переживаниями по поводу диагноза ребенка и процесса его вхождения в общество, каждодневной тяжелой физической нагрузкой родителя, ухаживающего за ребенком, возрастанием материальных затрат семьи на его лечение. Исследователями Г. Фюр, И. В. Саломатиной, Е. М. Мастюковой, А. Г. Московкиной, М. Н. Гусловой, И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько подробно изучены стадии прохождения процесса адаптации семьи к нарушению ребенка. Характер детско-родительских отношений к ребенку с различными нарушениями в развитии и особенности семейного воспитания освещены в работах О. Б. Чаровой, Е. А. Савиной, И. В. Добрякова, М. Раттер, Т. Г. Горячевой, И. А. Солнцевой, В С. Чавес, О. Л. Романовой, Т. Г. Богдановой, Н. В. Мазур. В литературных источниках описано многообразие психологических защит и личностных особенностей родителей, составлены психологические портреты родителей (Л. М. Шипицына, В. В. Ткачева).

<...>

Литература
  1. Кривцова С. В., Лэнгле А., Орглер К. Шкала эк­зистенции // Экзистенциальный анализ. 2009. №1.
  2. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизне­стойкости. М., 2006.
  3. Лэнгле А. Дотянуться до жизни… Экзистенци­альный анализ депрессии. М., 2010.
  4. Мадди С., Хошаба-Мадди Д. Жизнестойкость, ее диагностика и тренинг. М., 2002.
  5. Хорошева Е. В. Сравнительное исследование семей, имеющих ребенка с нормативным и на­рушенным развитием // Психологическая наука и образование. 2010. № 5.

 

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика