Актуальные проблемы социализации старшеклассников в образовательном учреждении

1000

Аннотация

В статье раскрывается актуальность проблемы социализации, противоречия в подходах к решению их проблем и готовность современных образовательных учреждений выступить в качестве институтов и агентов социализации. Описаны возможные перспективы создания условий для оптимизации социализации старшеклассников в образовательном учреждении в условиях перехода внедрения Федерального государственного стандарта среднего (полного) образования в систему образования РФ. Представлен развернутый анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социализации детей и подростков, особое внимание уделено описанию особенностей процесса социализации в старшем школьном возрасте. Представляется опыт введения в современную общеобразовательную школу учебного предмета «Психология» в целях повышения психологической грамотности учащихся и формирования их психологического здоровья как основы построения осознанных представлений старшеклассников о собственных личностных результатах освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Общая информация

Ключевые слова: социализация, личностный результат, старший школьный возраст, преподавание психологии, психологическая культура, психологическое здоровье, психологическая грамотность

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Милёхин А.В. Актуальные проблемы социализации старшеклассников в образовательном учреждении // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 3. С. 122–128.

Полный текст

 

Проблемы, чему и как учить, всегда актуальны для общества. Их содержание заметно меняется в зависимости от исторического периода и состояния социального развития. По-прежнему актуальной (впрочем, как и всегда) для современного образования является проблема социализации, решение которой должно осуществляться в смысловом контексте обучения и воспитания молодого поколения страны в соответствии с нравственными, философскими и социально­психологическими нормами, которые приняты в человеческом обществе. Эффективность решения этих сложных вопросов в значительной степени должна определить перспективы развития самого общества в целом, а также условия и особенности психического, личностного и социального развития ребенка, сохранение и укрепление его психического и психологического здоровья в частности.

В настоящее время в документах, определяющих направления модернизации и перспективы развития системы школьного образования страны, установлены требования к личностным, метапредметным, предметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования. Проект ФГОС среднего (полного) общего образования [1], Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [8], проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [12] определяют проблему эффективной социализации выпускника, формирование, развитие в ходе образовательного процесса его личностных качеств как актуальную и ключевую в рассмотрении процессов и результатов деятельности образовательного учреждения. В связи с этим весьма актуальной является проблема изучения психологических особенностей социализации старшеклассников, их представлений относительно процесса собственной социализации, в частности, представлений о собственных личностных результатах освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования: «готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформиро- ванности их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системе значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознании, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» [там же].

В отечественной психологии и педагогике [1; 2; 3; 5; 6; 7; 9; 13; 15] процесс социализации рассматривается:

как процесс усвоения человеком опыта той общественной жизни и тех общественных отношений, в которые он попал при рождении и в которых растет и взрослеет; усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности; усвоения социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей (Б. Г. Ананьев, Е. А. Аркин, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, И. С. Кон, М. И. Лисина, Ю. М. Орлов, А. А. Ре- ан, Я. Л. Коломинский, Н. М. Платонова, Д. И. Фельдштейн и др.);

процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им (В. А. Зелянина);

двусторонний процесс «передачи- усвоения» человеком социокультурного опыта, социальной культуры, превращения его в социальный субъект (В. П. Андрущенко, И. С. Кон, Е. А. Ануфриев, Б. Д. Парыгин, Д. В. Ольшанский, Е. И. Москалец, Х. Ф. Саби­ров, Г. М. Андреева и др.);

процесс адаптации и приспособления человека к условиям окружающей среды (Ж.М. Гозман, Т. В. Снегирева, С.Т. Посохова и др.);

развития саморегуляции, становления самосознания и активной жизненной позиции (В.А. Ядов);

активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (Г. М. Андреева);

процесс, способствующий эффективному самоопределению человека (М. Р. Гинзбург, И. В. Дубровина, А. В. Мудрик, Д. И. Фельд­штейн, Р. М. Шамионов);

социально-психологическое явление, представляющее собою одновременно и процесс, и отношение, и способ, и результат становления личности в общении и деятельности, использование и последующую трансляцию информации в виде установок, ценностей, социальных ролей, свойств личности (В. В. Новиков);

процесс интериоризации, «перевод внешних требований во внутренние установки человека» (Г. Е. Збровский);

интериоризация коллективных норм, трансформирующаяся во внутренние нормы, собственные вкусы и предпочтения индивида, регулятивы и побуждения самостоятельного поведения (Е. Ю. Новикова);

совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта социокультурных практик данного общества (В.Л. Абушенко).

Итак, социализация - это процесс, включающий в себя адаптацию человека к окружающей действительности; интериориза- цию ценностей и норм, усвоение элементов культуры; трансляцию собственных ценностей в процессе деятельности в социальной среде.

Процесс социализации взаимодействует с процессом индивидуализации, то есть с процессом осознания растущим человеком самого себя, своих возможностей, способностей, перспектив развития. В процессе социализации и усвоения социального опыта при умении выражать собственные предпочтения и стремления у старшеклассников формируются ценностные ориентации как основные характеристики личностного развития [3].

В ряде исследований делается акцент на факторах, определяющих успешность процесса социализации (В. В. Барабанова, А. С. Во­лович, М. В. Демиденко, И. В. Дубровина, М. Е. Зеленова, А. В. Мудрик, Д. С. Фельдштейн и др.).

Ведущими параметрами успешной социализации личности [1; 6; 7] являются:

социокультурные показатели (содержание ценностей и нормативов, транслируемых окружающим);

иерархия ценностей и различные варианты отношения детей к нормам и правилам (эмоциональное принятие, формальное отношение, манипулирование, отвержение);

высокий социометрический статус ребенка в группе сверстников и отсутствие эмоциональной напряженности в общении с ними (Костяк Т. В., Нгуен Тхи Минь Ханг);

социальная зрелость: ответственность, терпимость, саморазвитие, позитивное мышление, высокий уровень развития самооценки и притязаний, соотнесенность идеальных и реальных целей, сформированность иерархической структуры ценностных ориентаций (И. В. Дубровина);

социальная ответственность (К. Музды- баев, Т.Н. Сидорова, А.Т. Панов, А.Л. Сло­бодский, Д. Роттер, Ж. Пиаже);

сформированность социального опыта: готовность к реализации основных социальных функций: усвоение опыта социально­экономических политических отношений и нравственных отношений (А.Н. Хузиахметов).

адаптированность личности, ее нормоти- ческое поведение, социальная идентичность (осознание индивидом себя как представителя биологического вида человечества (общечеловеческий уровень), осознание своей принадлежности к общности (групповой уровень), осознание своей собственной неповторимости (индивидуальный уровень) (Ю. А. Ко- базева).

Выделяются критерии социализированной личности [6]:

сформированность установок, стереотипов, ценностей, «картин мира» человека;

адаптированность личности, ее нормоти- ческое поведение;

социальная идентичность, включающая осознание индивидом себя как представителя биологического вида человечества (общечеловеческий уровень), осознание своей принадлежности к общности (групповой уровень), осознание своей собственной неповторимости (индивидуальный уровень);

инициативность, независимость, незаком- плексованность.

Старший школьный (юношеский) возраст является важным этапом становления личности. Это время активного формирования мировоззрения, определения жизненных ценностей и нравственных позиций, развития временной перспективы и ориентированности на будущее, возникновения устойчивой структуры иерархии мотивационной сферы (Л. И. Бо­жович). В этот период наиболее ярко проявляется чувство взрослости, независимости, желание совершать самостоятельный выбор. В юношеском возрасте происходит формирование чувства идентичности и освоение новых социальных ролей (Э. Берн, Э. Эриксон, И. С. Кон, А. В. Мудрик). Исследователи подчеркивают также особую роль значимых взрослых, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью старших школьников (И.Ю. Ку­лагина). Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению (А. В. Петровский).

В ранней юности особо актуальными для старшеклассников являются проблемы самосознания и самоопределения [16]. Потребность в самоопределении побуждает старшего школьника систематизировать и обобщать свои знания о себе (М.В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова). Центральным в этом плане является специфика нравственного развития личности: пересмотр ценностных представлений; формирование собственной иерархии ценностей, влияющей на процессы принятия решений и поведение; признание большинства ценностей, характерных для культурного окружения; применение к себе самому тех же критериев оценки, что и к другим; использование общих принципов как основы нравственного поведения и оценка по ним как себя, так и других; способность учитывать потребности и интересы окружающих в той же степени, как свои собственные.

Однако до настоящего времени за рамками психологического анализа остаются вопросы осознанного включения старшеклассников в процесс социализации как активных участников в качестве субъектов собственного развития.

Современная система социализации в России (система образования и воспитания, СМИ) привносит в общество ряд рисков, связанных с формируемым ею образом человека, такие, как антипатриатизм, национализм, агрессия, корысть, жестокость, обострение проблемы «отцов и детей», снижение ценности семьи, примитивизация потребностей и интересов [9]. Эти и другие факторы существенно затрудняют и дестабилизируют процесс социализации. Одно из условий выхода из сложившейся ситуации - усиление гуманитарной составляющей содержания образования, в частности, введение в современную общеобразовательную школу психологии в качестве учебного предмета.

На сегодняшний день для образовательных учреждений особенно актуальными становятся задачи формирования самостоятельной зрелой личности, способной к рефлексии собственных способностей, с развитыми духовно-нравственными ценностями, психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь.

В проекте Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования от 15.04.11 в разд. IV «Требования к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» указано, что должны быть созданы такие психолого­педагогические условия реализации основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, которые обеспечат:

формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;

мониторинг возможностей и способностей обучающихся;

осознанный и ответственный выбор дальнейшей профессиональной сферы деятельности;

формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;

вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза и др.). [11].

Поэтому проблему воспитания и социализации школьников целесообразно рассматривать в контексте развития их психологического здоровья и психологической культуры как важной составляющей общей культуры человека.

Сутью психологического здоровья является постепенное осознание и принятие растущим организмом особенностей своего психологического развития, своей личности, индивидуальности. Становление психологического здоровья обусловлено, прежде всего, заинтересованностью ребенка в своем психическом и личностном развитии - его активной субъектной позицией: старшеклассник начинает не только все больше ориентироваться в своем поведении и отношениях на извне задаваемые нормы, но и опираться на внутренние, личностно осознаваемые и принимаемые самоориентиры - собственные взгляды, предпочтения в жизни, цели, оценки, переживания, отношения, стремления. Воспитание психологического здоровья невозможно без определенного уровня психологической грамотности школьников, которая, в свою очередь, является основой воспитания психологической культуры человека. Психологическая культура личности как основа гуманистического мировоззрения не формируется специально, формируются психологические условия, при которых растущий человек не может не стать культурным [4].

Но в современной системе образования прослеживается ряд противоречий: с одной стороны, существует потребность общества в социально активных членах с устойчивой личностно значимой позицией, ориентирующихся в сложной современной социально-экономической и политической ситуации; с другой стороны, в системе среднего общего образования не в полной мере созданы психологические условия, способствующие развитию психологической культуры и более успешной социализации учащихся, в том числе способы формирования и развития их личностного, межличностного и профессионального самоопределения. Проблема преподавания психологии в школе не нова. На протяжении последних полутора веков она находилась в центре внимания ученых (П.П. Блонский, А. П. Нечаев, К. Н. Кор­нилов, Г. И. Челпанов, Г. А. Фортунатов, Б. М. Теплов и др.) и рассматривалась ими как важное направление деятельности психологов в системе общего среднего образования. Ученые утверждали, что психология необходима как предмет общего образования, который формирует целостное мировоззрение ребенка, учит его взаимодействию не только с окружающей действительностью, с окружающими людьми, но и с самим собой [там же].

Специально организованные занятия в рамках курса «Психология» развивают у учащихся старших классов понимание сущности процесса социализации, самоопределения, обогащают их рефлексивным опытом, что обеспечивает переход объективной информации на субъективный уровень, способствующий более глубокому пониманию старшеклассником психологических особенностей развития собственной личности и осознанию ответственности за свое поведение по отношению к себе и окружающим.

Уроки психологии являются одним из психологических условий успешного протекания процесса социализации старшеклассников, формирования и развития их психолого­педагогической компетентности и психологического здоровья, так как раскрывают для старших школьников собственную индивидуальную психологическую сущность, повышают гибкость и эффективность в различных видах деятельности, развивают навыки конструктивного взаимодействия с окружающими, осознание и регуляцию своих жизненных позиций, готовность к самопознанию, са- моизменению, саморазвитию, самоактуали­зации, что соответствует установленным требованиям ФГОС к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования. 

Литература

  1. Весна Е. Б. Социализация и индивидуализа­ция. Закономерности и механизмы. М, 1997.
  2. Демиденко М. В. Исследование социально­личностной рефлексии как средств социали­зации старших школьников: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Самара, 2000.
  3. Дубровин Д. Н. Психологические аспекты со­циализации // Сб. Право на детство: профилак­тика насилия и правонарушений среди детей и подростков. Нижний Новгород, 2003.
  4. Дубровина И. В. Современное образование: проблемы и поиски // Известия Российской ака­демии образования. М., 2010. № 3 (15).
  5. Игнатова В. В. Педагогические факторы ду­ховно-творческого становления личности в про­цессе социализации: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2000.
  6. Кобазева Ю. А. Исследование процесса социа­лизации современных подростков в отечествен­ной психологии // Психология обучения. 2007. № 5.
  7. Мудрик А. В. Социализация человека: пособие для студентов высших учебных заведений. 2–е изд. М., 2006.
  8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президен­том Российской Федерации Д. А. Медведевым 4 февраля 2010 г. Пр.-271 http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
  9. Никандров Н. Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности// На­родное образование. 2006. № 9.
  10. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. СПб., 2007.
  11. Проект Федерального государственного об­разовательного стандарта общего образова­ния (среднее (полное) общее образование) от 15 апреля 2011 г. Руководители разработки про­екта: Л.П. Кезина, академик РАО; А. М. Конда­ков, научный руководитель ИСИО РАО, член­корреспондент РАО.
  12. Проект федерального закона «Об образова­нии в Российской Федерации» (ред. от 15 июля 2011 года).
  13. Фельдштейн Д. И. Социализация и инди­видуализация – содержание процесса соци­ального взросления // Социальное развитие в пространстве-времени детства. М, 1997.
  14. Фельдштейн Д. И. Психология развития че­ловека как личности. Избр. труды: В 2 т. М.­Воронеж, 2005.
  15. Хузиахметов А. Н. Социализация и индивиду­ализация личности школьника. Казань, 1998.
  16. Шустова И. Ю. Самоанализ и «Я» старше­классника // Новые ценности образования. 2005. № 2(21).

Информация об авторах

Милёхин Андрей Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры "Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова" факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3030-2053, e-mail: milehinav@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4102
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 1000
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3