Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Актуальные проблемы социализации старшеклассников в образовательном учреждении 1091

Милёхин А.В., кандидат психологических наук, первый проректор, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, milehinav@mgppu.ru

Аннотация

В статье раскрывается актуальность проблемы социализации, противоречия в подходах к решению их проблем и готовность современных образовательных учреждений выступить в качестве институтов и агентов социализации. Описаны возможные перспективы создания условий для оптимизации социализации старшеклассников в образовательном учреждении в условиях перехода внедрения Федерального государственного стандарта среднего (полного) образования в систему образования РФ. Представлен развернутый анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социализации детей и подростков, особое внимание уделено описанию особенностей процесса социализации в старшем школьном возрасте. Представляется опыт введения в современную общеобразовательную школу учебного предмета «Психология» в целях повышения психологической грамотности учащихся и формирования их психологического здоровья как основы построения осознанных представлений старшеклассников о собственных личностных результатах освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблемы, чему и как учить, всегда ак­туальны для общества. Их содер жание за­метно меняется в зависимости от истори­ческого периода и состояния социаль­ного развития. По-прежнему актуальной (впрочем, как и всегда) для современ ного об­разования является пробле ма социализации, решение которой должно осуществляться в смысловом контексте обучения и воспитания молодого поколения страны в соответствии с нравственными, философскими и социально­психологическими норма ми, которые приня­ты в человеческом обществе. Эффективность решения этих сложных вопросов в значитель­ной степени должна определить перспекти­вы развития самого общества в целом, а так­же условия и особенности психического, лич­ностного и социального развития ребенка, сохранение и укрепление его психического и психологического здоровья в частности.

В настоящее время в документах, опре­деляющих направления модернизации и пер­спективы развития системы школьного обра­зования страны, установлены требования к личностным, метапредметным, предметным результатам обучающихся, освоивших основ­ную образовательную программу среднего (полного) общего образования. Проект ФГОС среднего (полного) общего образования [1], Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [8], проект федераль­ного закона «Об образовании в Российской Федерации» [12] определяют проблему эф­фективной социализации выпускника, фор­мирование, развитие в ходе образовательно­го процесса его личностных качеств как ак­туальную и ключевую в рассмотрении про­цессов и результатов деятельности образо­вательного учреждения. В связи с этим весь­ма актуальной является проблема изучения психологических особенностей социализа­ции старшеклассников, их представлений от­носительно процесса собственной социализа­ции, в частности, представлений о собствен­ных личностных результатах освоения основ­ной образовательной программы среднего (полного) общего образования: «готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформиро­ванности их мотивации к обучению и целена­правленной познавательной деятельности, системе значимых социальных и межличност­ных отношений, ценностно-смысловых уста­новок, отражающих личностные и граждан­ские позиции в деятельности, правосознании, способности ставить цели и строить жизнен­ные планы, способности к осознанию россий­ской идентичности в поликультурном социу­ме» [там же].

<...>

Литература
  1. Весна Е. Б. Социализация и индивидуализа­ция. Закономерности и механизмы. М, 1997.
  2. Демиденко М. В. Исследование социально­личностной рефлексии как средств социали­зации старших школьников: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Самара, 2000.
  3. Дубровин Д. Н. Психологические аспекты со­циализации // Сб. Право на детство: профилак­тика насилия и правонарушений среди детей и подростков. Нижний Новгород, 2003.
  4. Дубровина И. В. Современное образование: проблемы и поиски // Известия Российской ака­демии образования. М., 2010. № 3 (15).
  5. Игнатова В. В. Педагогические факторы ду­ховно-творческого становления личности в про­цессе социализации: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2000.
  6. Кобазева Ю. А. Исследование процесса социа­лизации современных подростков в отечествен­ной психологии // Психология обучения. 2007. № 5.
  7. Мудрик А. В. Социализация человека: пособие для студентов высших учебных заведений. 2–е изд. М., 2006.
  8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президен­том Российской Федерации Д. А. Медведевым 4 февраля 2010 г. Пр.-271 http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
  9. Никандров Н. Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности// На­родное образование. 2006. № 9.
  10. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. СПб., 2007.
  11. Проект Федерального государственного об­разовательного стандарта общего образова­ния (среднее (полное) общее образование) от 15 апреля 2011 г. Руководители разработки про­екта: Л.П. Кезина, академик РАО; А. М. Конда­ков, научный руководитель ИСИО РАО, член­корреспондент РАО.
  12. Проект федерального закона «Об образова­нии в Российской Федерации» (ред. от 15 июля 2011 года).
  13. Фельдштейн Д. И. Социализация и инди­видуализация – содержание процесса соци­ального взросления // Социальное развитие в пространстве-времени детства. М, 1997.
  14. Фельдштейн Д. И. Психология развития че­ловека как личности. Избр. труды: В 2 т. М.­Воронеж, 2005.
  15. Хузиахметов А. Н. Социализация и индивиду­ализация личности школьника. Казань, 1998.
  16. Шустова И. Ю. Самоанализ и «Я» старше­классника // Новые ценности образования. 2005. № 2(21).
Статьи по теме

Морозов А.В., Жданов С.П., Красавчикова Л.И., Калиновская В.С.

Психология профессиональной деятельности адвоката

CrossRef doi:10.17759/psylaw.2019090206

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика