Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 69Рубрики 51Авторы 6526Ключевые слова 15190 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

«Лаборатория Леонардо»: образовательная программа для академически неуспевающих детей с одаренностью в области визуально-пространственных способностей * 340

Ньюман Т.М., Ph.D. in Psychology, клинический психолог Йельского университета (США), Нью-Хейвен, США, tina.newman@yale.edu
Браун У., директор музея Эли Уитни, Нью-Хейвен, штат Коннектикут (США), Нью-Хейвен, США, wb@eliwhitney.org
Харт Л., Ph.D. in Psychology, клинический психолог Йельского университета (США), Нью-Хейвен, США, lesley.hart@yale.edu
Макомбер Д., Ph.D. in Psychology, лаборант Йельского университета (США), Нью-Хейвен, США, donna.macomber@yale.edu
Дойл Н., аспирант Университета Сиракьюс (США), Сиракьюс, США, nmdoyle.su@gmail.com
Корнилов С.А., аспирант кафедры психологии образования и педагогики, факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, sa.kornilov@gmail.com
Джарвин Л., директор Центра улучшения качества учения и обучения (CELT) университета Тафтс (США), Бостон, США
Стернберг Р. Дж., Ph.D. in Psychology, декан школы Искусств и Наук университета Тафтс, Бостон, США, robert.sternberg@tufts.edu
Григоренко Е.Л., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Россия), Нью-Хейвен, США, elena.grigorenko@yale.edu

Аннотация

«Дважды особенные» дети, демонстрирующие одновременно высокий уровень способностей в одной области и трудности при обучении в другой, представляют особую группу учащихся, нуждающихся в комплексной поддержке. Предыдущие исследования таких детей в основном ограничивались применением метода анализа индивидуальных случаев, при этом анализировались преимущественно учащиеся с высоким IQ, но не одаренностью в других областях. Целью представленного здесь исследования стала проверка гипотезы о положительном влиянии экспериментальной образовательной программы, делающей упор на сильные стороны учащихся и на развитие целевых образовательных навыков, на уровень их развития, а также на их самооценку. В исследовании приняли участие 30 детей школьного возраста, обладающих высоким уровнем развития визуально-пространственных способностей. Результаты исследования демонстрируют значимый прирост в оценках родителями целевых организационных навыков детей, а также улучшение их самооценки, что также было продемонстрировано анализом самоотчетов учащихся и оценок родителей.

Ключевые слова: одаренность, трудности в обучении, академическая неуспеваемость, образовательные программы, организационные навыки, визуально-пространственные способности, особенные дети

Рубрика: Перспективы инклюзивного образования

Тип: научная статья

* Исследование выполнено при поддержке Отдела исследований и улучшений в области образования Департамента образования США (Office of Educational Research and Improvement, U. S. Department of Education), Грант R206R00001. Получатели этих грантов могут свободно выражать собственные профессиональные суждения. Данная статья может не отражать позицию Департамента образования США.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

I. Введение

Система образования часто вовремя не идентифицирует и не оказывает поддерж­ку такому сегменту учащихся школьного воз­раста, как дети, обладающие одновременно как трудностями в обучении (так называемые learning disabilities), так и высоким уровнем развития отдельных способностей [4; 16; 23]. Хотя некоторым из таких учащихся предо­ставляется определенная поддержка, направ­ленная на развитие их талантов или компен­сацию трудностей в обучении, мало кто из них получает поддержку сразу по двум направле­ниям: развития слабых и наиболее полного развития сильных сторон [7; 8]. Это упущение прямо или косвенно оказывает сильное вли­яние на вероятность учащегося преуспеть в той области, где наиболее востребованы его сильные стороны [22]. Прямое влияние связа­но с тем, что такие учащиеся лишены возмож­ности развития своих способностей и компен­сации трудностей в обучении. Косвенно от­сутствие поддержки может приводить к осла­блению у учащихся чувства компетентности и самоэффективности.

Указанная группа учащихся одновре­менно нуждается в поддержке одаренности и компенсации при трудностях в обучении. Тем не менее, тот факт, что эти учащиеся ча­сто не получают ту или иную поддержку, при­вел к появлению нескольких программ специ­ально для этой группы учащихся. Такие об­разовательные программы разработаны для «дважды особенных» (twice exceptional) уча­щихся: одаренных, с одной стороны, и испы­тывающих трудности в обучении, с другой. Тем не менее, основная масса публикаций по этой теме связана с анализом индивиду­альных случаев (например, [21; 29; 31; 32] на материале учащихся с высоким IQ. Несмотря на это важное ограничение, такие исследова­ния открывают и определенные перспективы разработки специальных педагогических про­грамм.

<...>

Литература
  1. Aaron, P. G., Joshi, R. M., Ocker, E. S. (2004). Up the spirits from the vast deep: LD and Giftedness in historic persons. In T. M. Newman and R. J. Sternberg (Eds.) Students with both gifts and learning disabilities: Identification, assessment, and outcomes (pp. 199–124). New York: Kluwer Academic/ Plenum Publishers.
  2. Baldwin, A. Y., (1999). Learning disability: The mysterious mask – The USA perspective. In A. Y. Baldwin, W. Vialle (Eds.). The many faces of gifted­ness (pp. 103–134). Belmont, CA: Wadsworth Pub­lishing.
  3. Baum, S. (1988). An enrichment program for gifted learning disabled students. Gifted Child Quar­terly, 32, 226–230.
  4. Baum, S. M. (Ed.). (2004). Twice-exceptional and special populations of gifted students. Thousand Oaks, CA: Corwin Press.
  5. Baum, S. M., Cooper, C. R., Neu, T. W. (2001). Dual differentiation: An approach for meeting the curricular needs of gifted students with learning dis­abilities. Psychology in the Schools, 38, 477–490.
  6. Bees, C. (1998). The GOLD program: A program for gifted learning disabled adolescents. Roeper Re­view, 21, 155–161.
  7. Bianco, M. (2005). The effects of disability labels on special education and general education teach­ers’ referrals for gifted programs. Learning Disability Quarterly, 28, 285–293.
  8. Brody, L. E., Mills, C. J. (1997). Gifted children with learning disabilities: A review of the issues. Journal of Learning Disabilities, 30, 282–296.
  9. Butler, D. L. (1998). The strategic content learn­ing approach to promoting self-regulated learning. In B. J. Zimmerman, D. Schunk (Eds.). Developing self-regulated learning: From teaching to self-reflec­tive practice (pp. 160–183). N. Y.: Guilford Press.
  10. Cattell, R. B., Cattell, A. K. (1961). Culture Fair Intelligence Test - Scale II. Champaign, IL: Institute for Personality and Ability Testing.
  11. Corno, L. (1993). The best laid plans: Modern conception of volition and educational research. Educational Researcher, 22, 14–22.
  12. Cooper, C. R., Baum, S. M., Neu, T. W. (2004). Developing scientific talent in students with students with special needs: An alternative model for identifi­cation, curriculum, and assessment. The Journal of Secondary Gifted Education, 15, 162–169.
  13. Crawford, S., Snart, F. (1994). Process-based remediation of decoding in gifted LD students: Three case studies. Roeper Review, 16, 247–252.
  14. Cunningham, A. E., Stanovich, K. E. (1990). As­sessing print exposure and orthographic processing skill in children: A quick measure of reading experi­ence. Journal of Educational Psychology, 82, 733– 740.
  15. Dix, J., Schafer, S. (2005). From paradox to performance: Practical strategies for identifying and teaching Gifted/LD students. In S. K. Johnsen, J. Kendrick (Eds.), Teaching gifted students with dis­abilities (pp. 153-159). Waco, TX: Prufrock Press.
  16. Dole, S. (2000). The implications of the risk and resilience literature for gifted students with learning disabilities. Roeper Review, 23, 91–96.
  17. Garcia-Sanchez, J. N., Fidalgo-Redondo, R. (2006). Effects of two types of self regulatory instruc­tion programs on students with learning disabilities in writing products, processes, and self-efficacy. Learning Disability Quarterly, 29, 181–211.
  18. Gayan, J., Olson, R. K. (2001). Genetic and environmental influences on orthographic and pho­nological skills in children with reading disabilities. Developmental Neuropsychology, 20, 483–507.
  19. Harris, K. R., Reid, R. R., Graham, S. (2004). Self-regulation among students with LD and ADHD. In B. Wong (Ed.). Learning about learning disabili­ties, 3rd ed. (pp. 167–195). San Diego, CA: Elsevier Academic Press.
  20. Hua, C. B. (2002). Career self-efficacy of the stu­dent who is gifted/learning disabled: A case study. Journal for the Education of the Gifted, 25, 375–404.
  21. Johnsen, S. K., Kendrick, J. (Eds.). (2005). Teaching gifted students with disabilities. Waco, TX: Prufrock Press.
  22. Kalbfleisch, M. L., Iguchi, C. M. (2008). Twice-exceptional learners. In J. A. Plucker, C. M. Callahan (Eds.), Critical issues and practices in gifted educa­tion: What the research says (Vol. 707–719). Waco, TX: Prufrock Press.
  23. Mann, R. L. (2006). Effective teaching strate­gies for gifted/learning-disabled students with spa­tial strengths. The Journal of Secondary Gifted Education, 17, 112–121.
  24. McBride-Chang, C., Manis, F. R., Seidenberg, M. S., Custodio, R. G., Doi, L. M. (1993). Print ex­posure as a predictor of word reading and reading comprehension in disabled and nondisabled read­ers. Journal of Educational Psychology, 85, 230-238.
  25. Neilsen, M. E., Mortoff-Albert, S. (1989). The ef­fects of special education service on the self-concept and school attitude of learning disabled/gifted stu­dents. Roeper Review, 12, 29–36.
  26. Olson, R. K., Forsberg, H., Wise, B., Rack, J. (1994). Measurement of word recognition, ortho­graphic, and phonological skills, In G. R. Lyon (Ed.), Frames of reference for the assessment of learn­ing disabilities: New views on measurement issues (pp. 243–277). Baltimore: Paul H. Brookes.
  27. Shevitz, B., Weinfeld, R., Jeweler, S., Barnes-Robinson, L. (2003). Mentoring empowers gifted/ learning disabled students to soar! Roeper Review, 26, 37–40.
  28. Thrailkill, C. (2005). Patrick’s story: A gifted/ learning-disabled child. In S. K. Johnsen, J. Kend­rick (Eds.), Teaching gifted students with disabilities (pp. 99-103). Waco, TX: Prufrock Press.
  29. Trainin, G., Swanson, H. L. (2005). Cognition, metacognition, and achievement of college stu­dents with learning disabilities. Learning Disability Quarterly, 28, 261-262.
  30. Turk, T. N., Campbell, D. A. (2005). What's wrong with Doug? The academic struggles and triumphs of a gifted student with ADHD from preschool to college In S. K. Johnsen, J. Kendrick (Eds.), Teaching gifted students with disabilities (pp. 105-141). Waco, TX: Prufrock Press.
  31. Volker, M. A., Lopata, C., Cook-Cottone, C. (2006). Assessment of children with intellectual gift­edness and reading disabilities. Psychology in the Schools, 43, 855–869.
  32. VonKarolyi, C., Winner, E. (2004). Dyslexia and vi­sual-spatial talents: Are they connected? In T. M. New-man, R. J. Sternberg (Eds.) Students with both gifts and learning disabilities: Identification, assessment, and outcomes (pp. 95–118). New York: Kluwer Aca­demic/ Plenum Publishers.
  33. Weinfeld, R., Barnes-Robinson, L., Jeweler, S., Shevitz, B. (2002). Academic programs for gifted and talented/learning disabled students. Roeper Re­view, 24, 226–233.
  34. Woodcock, R. W., McGrew, K. S., Mather, N. (2001). Woodcock-Johnson III Tests of Achieve­ment. Itasca, IL: Riverside Publishing.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика