Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Уровень явной тревожности у детей младшего школьного возраста 2840

Смирнова М.В., аспирантка Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва, Россия, khokhlovamv@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена проблеме тревожности у детей и содержит краткий литературный обзор по данному вопросу: определение понятия и источники тревожности, соотношение тревоги и страха, взаимосвязь тревожности и стресса, влияние тревожности на возникновение и развитие психосоматических расстройств. Представлены материалы исследования уровня тревожности учащихся третьих–четвертых классов, проводившегося в рамках изучения стрессоустойчивости младших школьников (70 детей – 36 мальчиков и 34 девочки) в 2010–2011 гг., так как устойчивость к стрессам и уровень тревожности являются взаимосвязанными понятиями. Диагностика проводилась с помощью шкалы явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale, CMAS), предназначенной для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8–12 лет. Результаты исследования показали, что 25 % детей из данной выборки находятся в группе риска: у 16 % учащихся выявлена явно повышенная тревожность и у 9 % – очень высокая тревожность.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании, так как имеет множество аспектов, которые исследуются разными науками – психологией, медициной, социологией, философией. Изучение тревожности на разных этапах детства важно не только для раскрытия сути данного явления, но и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления, закрепления и развития эмоционально-личностных образований. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и авторы, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития [6]. В психологии тревожность рассматривается как личностное образование и определяется как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Под тревогой понимается переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха, который является реакцией на конкретную, реальную опасность, тревогу характеризует переживание неопределенной, диффузной, безобъектной угрозы [1].

Литература
  1. Большой психологический словарь / Сост. И общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб., 2003.
  2. Брязгунов И.П., Михайлов А.Н., Столярова Е.В. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков. М., 2008.
  3. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М., 1996.
  4. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей // Серия «Психология ребенка». СПб., 2000.
  5. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб., 2005.
  6. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. СПБ., 2009.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика