Отношение к себе в связи с характеристиками личностной зрелости подростка

1352

Аннотация

Статья посвящена установлению характера взаимосвязей различных показателей отношения подростка к себе и некоторых характеристик личностной зрелости (уровень развития нравственных суждений, направленность на самореализацию, субъектность, принятие другого). Предположение, что проявление некоторых аспектов личностной зрелости будет сопровождаться менее выраженной предрасположенностью в отношении собственного Я, основывается на данных, выделяющих подростковый и ранний юношеский возраст как этапы, отличающиеся противоречивостью и недостаточной сформированностью самосознания, подвижностью и неустойчивостью различных компонентов отношения к себе. Причем именно процесс развития самосознания делает подростка особенно уязвимым, тревожным и неуверенным. Для доказательства выдвинутой гипотезы приводятся результаты двух эмпирических исследований, основным результатом которых стала констатация, что более личностно зрелые испытуемые характеризуются относительно более низким либо неустойчивым уровнем самоуважения, но высоким уровнем принятия других.

Общая информация

Ключевые слова: самооценка, самоуважение, личностная зрелость, нравственное сознание, направленность на самореализацию, субъектность, подростковый и ранний юношеский возраст

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дерманова И.Б. Отношение к себе в связи с характеристиками личностной зрелости подростка // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 4. С. 50–60.

Фрагмент статьи

«В подростковом возрасте начинается путь к самому себе. Благодаря рефлексии на этом этапе ребенок познает себя и других. «Кто Я?» – основной вопрос этого периода. Раз­вивающееся самосознание подростка опре­деляет духовную работу в отношении опре­деления «внутренней позиции», в основе ко­торой лежит стремление быть ответствен­ным за себя, за свои личностные качества, за свое мировоззрение и за способность само­стоятельно отстаивать свои убеждения [8]. По мнению исследователей, личностная рефлек­сия вырывает человека из непрерывного по­тока жизни и заставляет занять внешнюю по­зицию по отношению к самому себе (А.А. Дер­кач), является главной движущей силой всех сторон психического развития (В. В. Давы­дов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и др.)»

Литература

  1. Дерманова И. Б., Манукян В. Р. К определению психологического содержания понятия «лич­ностная зрелость» // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2010. № 4.
  2. Дерманова И. Б., Лебедева Н. В. Субъект-субъ­ектные и субъект-объектные отношения и уров­ни развития нравственного сознания // Психоло­гические проблемы самореализации личности. Вып. 6. СПб., 2002.
  3. Дерманова И. Б., Ануфриюк К. Ю. Система от­ношений и совладающее поведение у подрост­ков с разным уровнем субъектности // Сб. все­росс. юбилейной научной конференции «Пси­хология человека в современном мире», посвя­щенной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубин­штейна / Отв. ред. А. Л. Журавлев и др. Т. 4. М., 2009.
  4. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.
  5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
  6. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
  7. Молчанова О. Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: Учеб. пособие. М., 2010.
  8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноме­нология развития, детство, отрочество. М., 1999.
  9. Олпорт Г. Становление личности. М., 2002.
  10. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагности­ческие методы изучения личности. М., 2003.
  11. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Станов­ление человека. М., 1994.
  12. Факторы и механизмы личностной зрелости взрослого // Под ред. Л. А. Головей  (в печати).
  13. Фромм Э. Человек для себя. М., 2012.
  14. Фрейджер Р., Фейдмен Дж. Личность: тео­рии, эксперименты, упражнения. СПб., 2002.
  15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  16. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th ed.). Washington, DC, 1994.
  17. Inkeles A., Leidermn H. An approach to the study of psychosocial maturity // International Journal of Comparative Sociology. 1998. Vol. 39. № 1.

Информация об авторах

Дерманова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВО СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: dermanova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2961
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1352
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1