Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Мотивация и социально-психологическая адаптация когнитивно одаренных подростков, учащихся в обычных общеобразовательных школах * 1375

Саулина Е.Б., аспирант кафедры психологии развития и дифференциальной психологии психологического факультета, Санкт-Петербургского государственного университета, Москва, Россия, saulina.psy@gmail.com

Аннотация

Представлены результаты исследования мотивации достижения и социально-психологической адаптации у когнитивно-одаренных подростков и их сверстников, не проявивших признаки когнитивной одаренности; взаимосвязи данных феноменов в рамках изучения компонентов мультифакторной модели одаренности Ф. Монкса. У выделенных групп подростков предполагалось наличие различий в исследуемых показателях мотивации и социально-психологической адаптации, особенностях их взаимосвязи. Выборка представлена 186 учащимися 8–10-х классов обычных школ Санкт-Петербурга: когнитивно-одаренные подростки (77 человек) и подростки со средними интеллектуальными способностями (109 человек). Получены данные о достоверно более низком уровне мотивации достижения и более высоких показателях социально-психологической адаптации у когнитивно-одаренных подростков, по сравнению с их сверстниками, не проявившими признаки интеллектуальной одаренности; обнаружен компенсаторный характер взаимосвязи мотивации достижения и параметров социально-психологической адаптации у когнитивно-одаренных подростков; выявлена взаимосвязь мотивации достижения с внешним контролем (экстернальностью) у всех исследуемых учащихся. Одним из основных выводов исследования является предположение о возможном негативном воздействии особенностей ситуации обучения в обычных общеобразовательных школах на мотивацию достижения учащихся с когнитивной одаренностью.

Ключевые слова: одаренность, мотивация достижения, социально-психологическая адаптация, самооценка, подростки, школа

Рубрика: Психология образования

Тип: научная статья

* Публикация данной статьи по техническим причинам перенесена из номера 4/2012 журнала «Психологическая наука и образование»

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В данной статье представлены резуль­таты исследования мотивации достижения и социально-психологической адаптации когнитивно-одаренных подростков, обуча­ющихся в обычных школах. Работа является частью диссертационного исследования по изучению факторов динамики интеллектуаль­ных и творческих способностей когнитивно­одаренных подростков на основе «Мульти­факторной модели одаренности» Ф. Монкса [13]. Последняя, основываясь на трехчастной концепции Дж. Рензулли, включает в себя та­кие составляющие, как интеллект, креатив­ность и мотивация, а также факторы социаль­ной среды: «семья», «школа», «сверстники».

Необходимо отметить, что многие моде­ли одаренности включают в ее структуру мо­тивацию как значимый компонент становле­ния этого качества (Р. Стернберг, Ф. Ганье, К. Хеллер, А.М. Матюшкин и др.) [13]. При этом ряд авторов указывают на специфич­ность организации мотивационной сферы одаренных детей, относят ее к наименее изу­ченным и понятным факторам феномена раз­вития детской одаренности [1].

Проблеме мотивации достижения посвя­щено большое число теоретических и эмпи­рических исследований как в зарубежной, так и отечественной психологии (Г. Мюррей, К. Левин, Р.Г. Андерсон, В.А. Скотт, М.Ю. Ор­лов, Р.С. Вайсман, А.К. Маркова, В.И. Сте­панский, Г. Трудевинд, Б. Хусарек, В. Грабал, В.М. Матюхина, Т.А. Саблина, В.В. Шипили­на, Г.В. Литвинова и др.). Исследуемую нами мотивацию достижения относят к системным мотивационным факторам, оказывающим су­щественное влияние на развитие умственных способностей и достижение успеха одаренны­ми детьми [8; 13].

Опыт реализации программы дополнитель­ного образования «Развитие интеллектуально одаренной молодежи» (далее – Программы) [2] показывает практическую важность иссле­дования данного феномена, так как наиболее часто встречаемой проблемой, с которой об­ращаются родители подростков с общей ин­теллектуальной одаренностью, является отсут­ствие мотивации к каким-либо достижениям.

Литература
  1. Гордеева Т. О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Рензулли к интег­ративной модели мотивации // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 1 (15). URL: http://psystudy.ru.0421100116/0007.
  2. Ежов Д. И., Саулина Е. Б. Программа развития интеллектуально одаренной молодежи: история, методы и результаты // Материалы региональ­ной научно-практической конференции. Ода­ренные дети: проблемы, перспективы, развитие. СПб., 2009.
  3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
  4. Красильников И. А., Константинов В. В. Соци­ально-психологическая адаптация личности и стратегии разрешения внутренних конфлик­тов // Известия Самарского научного центра Рос­сийской академии наук. 2009. Т. 11. № 4 (4).
  5. Лезина С. В. Личностные факторы в станов­лении одаренности младших школьников и под­ростков. http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/lfso.htm
  6. Магомед-Эминов М. Ш. Психодиагностика мо­тивации. Объект и методы // Общая психодиаг­ностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.
  7. Налчаджян А. А. Социально-психическая адап­тация личности (формы, механизмы и страте­гии). Ереван, 1988.
  8. Орлова Л. В. Системные факторы развития умственных способностей личности: Дисс. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2005.
  9. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебн. пособие / Ред.-сост. Д. Я. Райго­родский. Самара, 1998.
  10. Тадж Д. Влияние коммуникации между свер­стниками на их развитие // Вопросы психологии. 1991. № 1.
  11. Хазова С. А. Совладающее поведение ода­ренных старшеклассников: Дисс. ... канд. пси­хол. наук: 19.00.01. Кострома, 2002.
  12. Хеллер К. А. Диагностика и развитие одарен­ных детей и подростков // Основные современ­ные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997.
  13. Щебланова Е. И. Психологическая диагно­стика одаренности школьников: проблемы, ме­тоды, результаты исследований и практики. М.­Воронеж, 2004.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика